Математическое моделирование самоорганизации физической тренировки в условиях учебного процесса вуза

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор А.В. Караван1
Доктор педагогических наук, профессор Р.М. Кадыров1
1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – построить математическую модель самоорганизации физической тренировки на основе факторного эксперимента в условиях учебного процесса вуза.
Методика и организация исследования. Алгоритм обучения студентов умениям самоорганизации физической тренировки включает мысленное построение фрагментов тренировки, ориентированных на сохранение физического здоровья, определение механизма регулирования нагрузки, выявление критерия тренировки.
Результаты исследования и выводы. Основу самоорганизации тренировки составляет разработка ее плана. Обучение студентов осуществлялось с использованием факторного эксперимента 2k. Для обработки результатов факторных экспериментов использовались методы как дисперсионного, так и множественного регрессионного анализа. В ходе исследования было построено уравнение регрессии, выражающее зависимость преодоленного расстояния от скорости и продолжительности бега, которое имело вид:
Ŷ = 557 + 148,5X1 + 81,5X2 + 13,5X1X2
Из уравнения следовало, что наибольшее влияние на преодоленное расстояние (Ŷ) оказывает скорость бега X1. Увеличение ее с нулевого уровня до верхнего повышает выход на 148,5 единиц, в то время как увеличение продолжительности бега (Х2) с нулевого уровня до верхнего дает увеличение выхода на 81,5 единиц. Таким образом, получена модель y = f(X1, X2) для натуральных переменных X1 и X2.
На основании проведенного исследования авторами делается вывод о том, что применение подобных фрагментов тренировки обеспечивает формирование у студентов рефлексии уровня физического состояния от величины нагрузки.

Ключевые слова: самоорганизация, умения, обучение.

Литература

  1. Кадыров Р.М. Теория и методика физических нагрузок / Р.М. Кадыров, Г.Н. Блахин // Инкери. – СПб., 2020. – 143 с.
  2. Кадыров Р.М. Теоретические основы содержания и нормативов физической подготовки военнослужащих / Р.М. Кадыров, Г.Н. Блахин // Учеб. пособие для курс. высш. воен.-учеб. заведений. – ВИФК. – СПб., 2013. – 177 с.
  3. Кадыров Р.М. Теория и методика физической культуры / Учебник для курс. высш. воен.-учеб. заведений. – ВИФК. – СПб., 2014. – 168 с.
  4. Караван А.В. Обучение студентов проектировочным умениям оценки физической подготовленности / А.В. Караван, Р.М. Кадыров // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 12. – С. 32-34.
  5. Лисенков А.Н. Математические методы планирования многофакторных медико-биологических экспериментов / А.Н. Лисенков. – М.: Медицина, 1979.– 344 с.