Моделирование нагрузок при восстановлении и поддержании физической работоспособности студентов вуза в период онлайн-обучения

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор В.Д. Гетьман
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – теоретико-экспериментальное обоснование моделей тренировочных нагрузок для восстановления и поддержания профессиональной работоспособности студентов вуза в период карантинных ограничений и онлайн-обучения.
Методика и организация исследования. Работа проводилась в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете в 2019-2021 годах в рамках темы НИР. В ходе исследования определялась зависимость параметров тренировочной нагрузки от состояния работоспособности студента. В процессе педагогического эксперимента изучались косвенные показатели работоспособности, характеризующие информационный, функциональный и двигательный компоненты. Кроме того, регистрировались показатели тренировочной нагрузки. В эксперименте участвовали 10 одинаково физически подготовленных студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Цель эксперимента – определить минимальную и максимальную ЧСС при выполнении комплексов физических упражнений с различной интенсивностью, а также в сочетании их с бегом. Одновременно ставилась задача определения влияния нагрузки различной интенсивности на косвенные показатели работоспособности.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что основу модели нормирования тренировочных нагрузок, направленных на восстановление и поддержание работоспособности студентов, составляет интенсивность (ЧСС 130-170 уд/мин и продолжительность от 25 до 50 мин), обеспечивающая срочный тренировочный эффект, характеризующийся повышением ЧСС, текущим повышением кислорода при одновременном снижении величины дыхательного коэффициента и содержания молочной кислоты в крови. Определено, что занятия, проводящиеся при ЧСС 130 уд/мин и выше, способствуют наступлению тренировочного эффекта. Наиболее оптимальными временными интервалами нагрузки являются 20-50 мин, более короткие не обеспечивают должного тренировочного эффекта, а более продолжительные приводят к переутомлению студентов.

Ключевые слова: карантинные ограничения, онлайн обучение, моделирование тренировочных нагрузок, поддержание работоспособности, студенты, физическое состояние, физические упражнения, интенсивность нагрузки.

Литература

  1. Барановский С.Б. Оптимизации физического состояния офицеров различных возрастных групп средствами физической подготовки: дис. … канд. пед. наук / С.Б. Барановский // СПб.: 1996. – 132 с.
  2. Гавриков А.Ю. Моделирование аэробной физической тренировки / А.Ю. Гавриков, С.Г. Терещенко // Учебно-методическое пособие. – Л.: ВДКИФК, 1984. – 60 с.
  3. Гетьман В.Д. Моделирование нагрузок при восстановлении и поддержании военно-профессиональной работоспособности личного состава железнодорожных войск / В.Д. Гетьман // Монография. – СПб.: ВТУ ЖДВ, 2008. – 108 с.
  4. Гетьман В.Д. Моделирование процесса физической подготовки военнослужащих / В.Д. Гетьман, И.И. Михаил, Ю.С. Харламов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. СПб.: 2007. – № 4 (26). – С. 47-49.
  5. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Н.В. Зимкин. // Очерки. – М.: ФиС, 1956. – 206 с.
  6. Кадыров Р.М. Моделирование физической тренировки. / Р.М. Кадыров // Учебно-методическое пособие. – СПб.: ВИФК, 1999. – 123 с.