Повышение результативности легкоатлетических тестовых заданий комплекса ГТО у студентов на основе рационального подбора тренировочных средств

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов1
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Еремин1
Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Разживин2
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Доронцев3
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга
3Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань

Цель исследования – выявить рациональные средства физической подготовки студентов вуза в легкоатлетических тестовых заданиях комплекса ГТО.
Методика и организация исследования. У студентов вуза определялась взаимосвязь показателей физической подготовленности (бег на 30 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3×10 м, подтягивания на перекладине, становая динамометрия, наклон туловища вперед, бег 1000 м, индекс выносливости) и результатов легкоатлетических упражнений комплекса ГТО (бег на 100 м, прыжок в длину с разбега, метание гранаты, бег на 3000 м, кросс 5 км). Исследование проводилось в Российском государственном социальном университете в период апрель-май 2019 г., в нем приняло участие 126 студентов 1-4-го курсов.
Результаты исследования и выводы. У студентов 1-2-го и 3-4-го курсов обу­чения определены достоверные взаимосвязи, на основе которых педагоги обеспечивают достаточный уровень развития их физических качеств для сдачи норм комплекса ГТО. У студентов 1-2-го курса между анализируемыми показателями физической подготовленности и результатами легкоатлетических тестовых заданий комплекса ГТО выявлены 19 достоверных взаимосвязей, у обучающихся 3-4-го курсов – 14 таких значимых взаимо­связей, структура которых различается. У студентов 1-4-го курсов необходимо акцентированно использовать тренировочные средства, которые обес­печивают рост отстающих легкоатлетических упражнений, включенных в комплекс ГТО. Перспективность студентов вуза при сдаче норм комплекса ГТО оценивается по разносторонней физической подготовленности, которая может быть достигнута благодаря правильно спланированному подбору тренировочных средств в процессе урочных и внеурочных форм занятий в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: комплекс ГТО, физические качества, оптимизация, тестовые задания, студенты вуза, взаимосвязь показателей.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры и спорта. – 2002. – № 3. – С. 33-37.
  2. Германов Г.Н. Спортивно-игровые комплексные задания на уроках легкой атлетики / Г.Н. Германов, Г.А. Васенин // Физическая культура в школе. – 2014. – № 5. – С. 21-24.
  3. Карпов В.Ю. Моделирование динамики скорости бега на 400 мет­ров у юных спортсменов / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.И. Алифиров и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 7. – С. 63-65.
  4. Кудинова В.А. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. С. 59-61.
  5. Кудинова В.А. Мониторинг развития видов спорта в России / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 5. – С. 42-43.
  6. Лубышева Л.И. Внедрение Всероссийского ФСК ГТО: проблемность и актуализация инновационных решений / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 11. – С. 93.