Методика психографирования на этапе начальной подготовки в шахматном спорте

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Бакулина1
О.Г. Рысакова1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – разработка и реализация стандартизированной аналитической модели психограммы с целью эффективного осуществления психолого-педагогического контроля над развитием базовых компонентов спортивной подготовки шахматистов.
Методика и организация исследования. В опытные группы в эмпирическом исследовании, проведенном в период 2012-2015 гг. на базе Дома шахмат ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», были вовлечены 1018 студентов-шахматистов в возрасте от 18 до 22 лет, осуществляющих соревновательно-тренировочную деятельность на этапе начальной подготовки. Психографирование осуществлялось с помощью кластеризации средств и методов тестирования мнемических и интеллектуальных функций, психологических свойств и оперативного психоэмоцио­нального состояния шахматистов. Процесс спортивной тренировки экспериментальной группы корректировался в соответствии с результатами применения адаптированной диагностической методики продольного психографирования У. Штерна, выявившей динамику психофизиологических показателей спортсменов по трем кластерам тестов и визуализировавшей ее с помощью построения общих лучевых психограмм.
Результаты исследования и выводы. В процессе параллельного аналитического эксперимента была разработана стандартизированная аналитическая модель психограммы шахматиста, анализ результатов эксперимента графически представлен в сравнительной психограмме. Динамика статических и динамических психофизиологических показателей спортсменов опытных групп имела восходящий тренд. В экспериментальной группе при возрастании моторной плотности тренировки до 82% относительный прирост мнемических функций спортсменов увеличился на 21%, суммарная нормализация психологических личностных свойств испытуемых составила 27%, показатели текущего психологического состояния шахматистов возросли на 29,8% по отношению к динамике результатов спортсменов контрольной группы.

Ключевые слова: шахматный спорт, психографирование, психолого-педагогический контроль, комплексный контроль, моторная плотность тренировки.

Литература

  1. Артищева Е.К. Педагогическая диагностика как основа системы коррекции знаний / Е.К. Артищева // Образовательные технологии. – М., – 2015. – № 3. – 19 с.
  2. Бекоева М.И. Принципы и этапы реализации педагогической диагностики / М.И. Бекоева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 1055-1055.
  3. Воскрекасенко О.А. Психолого-педагогическая диагностика как направление педагогического сопровождения адаптации обучающихся в вузе / О.А. Воскрекасенко // Фундаментальные исследования. – 2015. – Т. 12. – № 2. – 4 с.
  4. Габбазова А.Я. Специальные интеллектуальные способности шахматистов = The special intellectual abilities of the chess players / Габбазова А.Я., Ноздрачев Л.А. // Спортив. психолог. – 2019. – № 2 (53). – C. 40-43.
  5. Гераськин А.А. Психологическая структура деятельности как оптимальный путь построения подготовки спортсменов в игровых видах спорта / А.А. Гераськин и др. // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте. – 2017. – С. 52-55.
  6. Дубатовкин В.И. Критерии оценки подготовки шахматиста к партии при помощи теста оперативная память шахматиста / В.И. Дубатовкин // Изд-во ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2020. – С. 12-15.
  7. Дьяков И.Н. Психология шахматной игры / И.Н. Дьяков, Н.В. Пет­ровский, П.А. Рудик. – М.: Советский спорт, 1926. – 15 с.
  8. Кабачкова А.В. «Самочувствие – активность – настроение» студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию / А.В. Кабачкова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 7. – 29-31 c.
  9. Лапин А.Ю. Прогнозирование спортивных результатов на основе психологических особенностей спортсмена / А.Ю. Лапин, И.В. Бабичев, О.И. Жихарева // Вестник спортивной науки. – 2016. – № 4. – 3 с.
  10. Михайлова И.В. Концептуальная модель психограммы шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья / И.В. Михайлова, C.Н. Фомина // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 1. – С. 66-68.
  11. Михайлова И.В. Цифровая трансформация шахматной спортивной подготовки / И.В. Михайлова, М.А. Петрова, Е.Д. Бакулина // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 1. – С. 102-104.
  12. Подгорная Ю.Н. Психологический профиль личности спорт­­смена по художественной гимнастике / Ю.Н. Подгорная, В.М. Карлышев, О.В. Параскевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 11. – 7 с.
  13. Рысакова О.Г. Изучение и оценка физической подготовленности квалифицированных спортсменов-сноубордистов с нарушением слуха / О.Г. Рысакова, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 25.
  14. Тиунова О.В. Психодиагностика в работе спортивного психолога со сборными командами России: содержание, методические и организационные аспекты / О.В. Тиунова // Физическая культура, спорт, наука и практика. – 2017. – № 2. – 6 с.
  15. Чернышева Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение студентов вузов, занимающихся спортом / Л.Г. Чернышева, В.П. Чернышев, Е.А. Выгинная // Психологическая культура в современном российском обществе. – 2015. – С. 390.
  16. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. – Пер. с нем. – М.: Наука, 1998. – 335 с.