Психофизическая подготовка к профессиональной деятельности студентов музыкальных специальностей

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.Л. Листкова1
Доктор педагогических наук, профессор Л.К. Сидоров2
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев2
1Омский государственный педагогический университет, Омск
2Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Цель исследования – оценка влияния профессиональной деятельности на психофизическое состояние студентов факультета искусств (на примере музыкального отделения).
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в Омском государственном педагогическом университете в период с 2012 по 2019 г. В исследовании приняли участие студенты в возрасте 18-21 года, относящиеся к основной медицинской группе, в количестве 185 человек. Из них 55 студентов являлись представителями факультета искусств (музыкальное отделение), 130 – обучались на других факультетах университета. Двигательная активность студентов определялась на учебных занятиях по физической культуре и вне учебы. В работе использовались педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент.
Результаты исследования и выводы. Анкетный опрос. В ходе опроса было обнаружено, что у 98% студентов музыкального отделения и 81% обучающихся других факультетов при длительных статических нагрузках возникали боли в области позвоночника. Изучение степени волнения у студентов музыкального отделения в период подготовки к концертам показало, что динамика показателей сердечных сокращений за два дня составляла 93 ± 6 уд/мин (р< 0,01), за один час до выступления ЧСС повышалась до 108 ± 7 уд/мин. Для преодоления волнения предлагалось заниматься формированием процессов саморегуляции психических состояний, эмоций, чувств исполнителя перед началом и во время концерта. Для обоснования содержания самостоятельных занятий физической культурой студентов музыкального отделения были сформированы контрольная КГ (n = 12) и экспериментальная ЭГ (n = 12) группы. Студенты ЭГ перед концертами выполняли упражнения, снижающие излишнее эмоциональное возбуждение. Спустя две недели все студенты ЭГ отметили, что после репетиций они лучше восстанавливаются, быстрее засыпают, легче снимается нервное напряжение. Авторами предлагается для укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, устойчивости к воздействию стрессовых факторов студентам, обучающимся на музыкальном отделении, в самостоятельные и дистанционные учебные занятия физической культурой помимо физической подготовки, включающей дыхательные упражнения, упражнения для развития различных физических качеств, внедрять и психорегулирующую тренировку из аутотренинга.

Ключевые слова: студенты музыкальных специальностей, профессиональная деятельность, физическая культура, упражнения.

Литература

  1. Дегтяревская Т.Ю. Влияние стрессовых воздействий, перенесенных в детском возрасте, на психофизиологическую устойчивость к стрессу во взрослом возрасте / Т.Ю. Дегтяревская, В.А. Данилина // Norwegian Journal of DevelopmentoftheInternationalScience. – 2019. – № 29-3. – С. 55-59.
  2. Информационная теория эмоций П.В. Симонова (дата обращения: 25.01.2020).http://math.nsc.ru/AP/ScientificDiscovery/pages/Chapter_9_84.htm
  3. Коновалов И.Е. Профессионально-ориентированное физическое воспитание студентов средних специальных учебных заведений музыкального профиля / И.Е. Коновалов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2011. – № 4. vospitanie-studentov-srednih-spetsialnyh-uchebnyh-zavedeniy-muzykalnogo-pro
  4. Конькова И.П. Физическая культура музыканта / И.П. Конькова, А.Г. Абазян. // Молодой ученый. – 2019. – № 50 (288). – С. 458-460. – URL: https://moluch.ru/archive/288/65365/ (дата обращения: 26.02.2021).
  5. Малюкова Т.И. Реакция сердечно-сосудистой системы на стрессовые воздействия / Т.И. Малюкова // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30248 (дата обращения: 21.02.2021).
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для вузов / В.И. Петрушин. – М.: Академический проект; «Трикста», 2008. – 398 с. ISBN: 978-5-8291-0961-5, 978-5-902358-01-5
  7. Самостоятельные занятия физической культурой студентов в системе физического воспитания вуза: монография /
  8. М.Л. Листкова, Л.К. Сидоров. – М.: Изд-во «Триумф», 2020. – 172 с. DOI:10.32986/978-5-93673-283-6-172-29-2020 ISBN 978-5-93673-283-6
  9. Сергеев С.А. Творец самого себя / С.А. Сергеев. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998. – 320 с.
  10. Еранова Т. Словарь чувств и эмоций / Т. Еранова. – 2015.
  11. Фёдорова Т.Н. Значение профессионально-прикладной физической подготовки как особой разновидности физического воспитания / Т.Н. Фёдорова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19742 (дата обращения: 26.02.2021).