Техника осознанного внимания как фактор повышения эффективности гипоксических тренировок

ˑ: 

Аспирант В.А. Шалабодина1
А.М. Волкова1
1Московский городской педагогический университет, Москва

Цель исследования – повышение эффективности гипоксических тренировок на основе техники осознанного внимания.
Методика и организация исследования. В рамках исследования применялись методы психологического воздействия на спортсменов во время подготовительного периода макроцикла. Исследование проводилось во время сезона 2020 г. В экспериментальную группу вошли 30 спортсменок, занимающихся регби, в возрасте от 18 до 35 лет. Группа была поделена на три равные подгруппы. Деление происходило по результатам теста на определение уровня культуры двигательной активности, а также по результату психологического теста. Программа ОФП была общей для всех, но у первой и второй подгрупп были добавлены в тренировочный процесс гипоксические тренировки. Кроме этого, первая подгруппа готовилась к сезону с применением техники осознанного внимания. Для оценки результатов эксперимента в начале и по завершении подготовительного периода был проведен Бронко-тест.
Результаты исследования и выводы. Благодаря использованию техники осознанного внимания удалось улучшить эффект гипоксических тренировок, включенных в тренировочный процесс подготовительного периода. Данная техника подходит не для всех спортсменов. Ключевым моментом ее внедрения является уровень осознанной самостоятельности. Спортсмены, не обладающие достаточным уровнем осознанной самостоятельности и имеющие низкий уровень культуры двигательной активности, должны быть достаточно замотивированы для самосовершенствования. Такой мотивацией может стать успех их партнеров по тренировкам.

Ключевые слова: техника осознанного внимания, культура двигательной активности, осознанная самостоятельность, гипоксическая тренировка, mindfulness, спортивная работоспособность.

Литература

  1. Волкова А.М. Влияние технологии применения средств закаливания и дыхательных упражнений на функциональные показатели пловцов подросткового возраста / А.М. Волкова, В.А. Шалабодина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. – 2020. – № 3 (39). – С. 50-59.
  2. Дышко Б.А. Инновационные подходы к совершенствованию физической работоспособности спортсменов на основе применения тренажеров комплексного воздействия на дыхательную систему / Б.А. Дышко, А.И. Головачев // Вестник спортивной науки. – 2011. – № 1. – С. 7-11.
  3. Ефимов В.Н. Использование осознанного внимания при эмоциональном выгорании у спортсменов / В.Н. Ефимов // В сборнике: Наука и социум. Матер. XIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ответственный редактор Е.Л. Сорокина. – 2020. – С. 77-80.
  4. Назаренко Л.Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 10. – С. 9-12.
  5. Пальчикова Н.Ю. Взаимосвязь показателей физического и психоэмоционального состояния спортсменов в процессе выполнения высокоинтенсивной нагрузки / Н.Ю. Пальчикова, С.С. Добровольский, Е.А. Гончар и др. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 3-4 (45). – С. 36-37.