Оценка свойств внимания студентов вуза в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт»

ˑ: 

Д.А. Блинов1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Е. Жигун2
Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Барчукова3
1Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел России, Москва
2Детско-юношеская спортивная школа № 7, Орел
3Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – оценить уровень развития свойств внимания студентов вуза на основании компьютерных и бланковых тестов.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 33 студента – юноши 18-19 лет. На двух этапах исследования в сентябре и октябре 2020 г. проводились анализ научно-методической литературы и тестирование свойств и когнитивных способностей из области внимания, таких как: ингибиция, мониторинг, распределение внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость, концентрация, переключение, устойчивость внимания и скорость переработки информации.
Результаты исследования и выводы. У студентов в результате исследования выявлен низкий показатель переключения внимания; средние показатели концентрации и устойчивости внимания, скорости переработки информации и эффективности работы. Выявлены высокие показатели при компьютерном тестировании: ингибиции, мониторинга, распределения внимания, психической устойчивости и степени врабатываемости. Уровень развития свойств внимания в статье рассматривается как фактор, влияющий на успешность выполнения учебной деятельности студентов. Представленные авторами тесты по оценке свойств и когнитивных способностей из области внимания позволяют оперативно оценить текущий когнитивный статус студентов с целью достижения и сохранения их оптимального уровня психической подготовленности для успешности управления качеством учебной деятельности.

Ключевые слова: студенты вуза, юноши, свойства внимания, когнитивные способности из области внимания, учебная деятельность.

Литература

  1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Ч. I, II / А.Л. Венгер. – М.: Генезис, 2001.
  2. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Ч. II: пособие / Е.Е. Миронова. – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
  4. Орешкина Т.И. Динамика изменений показателей свойств внимания студентов вуза при различных содержаниях физического воспитания / Т.И. Орешкина, А.И. Орлова // В сб.: Актуальные проблемы физической культуры, спорта и здоровья: пути их реализации. Матер. науч.-практ. конференции. – Чебоксары. – 2020. – С. 135-142.