Анализ выполнения беговых тестов в программе испытаний ВФСК ГТО

ˑ: 

Кандидат педагогических наук В.В. Бобков1, 2
Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова1
Кандидат психологических наук, доцент М.А. Кузьмин4
Н.С. Яунбаева5
1Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, Москва
2Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва
3Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
4Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
5Башкирский государственный аграрный университет, Уфа

Цель исследования – анализ выполнения населением беговых нормативов по программе испытаний комплекса ГТО, их подготовке к участию в тестировании в условиях дистанционного обучения и введенных в действие карантинных ограничений.
Методика и организация исследования. В ходе исследования были проанализированы результаты тестирования в беговых тестах (на короткие – 30, 60 и 100 м и длинные дистанции – 1, 1,5, 2 и 3 км) у мальчиков и девочек (I-III ступеней), юношей и девушек (V-VI ступеней) и мужчин и женщин (VIII-IX ступеней). Испытуемые сначала выполняли бег на короткие дистанции (30, 60, 100 м), затем на длинные (1, 1,5, 2, 3 км). Всего в исследовании приняли участие 40 человек.
Результаты исследования и выводы. Как показал анализ выполнения испытуемыми беговых нормативов по программе испытаний комплекса ГТО, условия дистанционного обучения и введенные в действие карантинные ограничение негативно отразились на физической подготовленности и функциональном состоянии занимающихся. Это, в свою очередь, привело к крайне низким результатам при тестировании в беге на длинные дистанции.
Авторами сделан вывод о том, что получение золотого знака отличия, даже в условиях карантина, является актуальной проблемой, особенно для выпускников школ и абитуриентов вузов, но требует определенного уровня физической подготовленности. При этом важно так организовать процесс подготовки к выполнению нормативов, чтобы участие в испытаниях позволило добиться положительного результата – получения только золотого знака отличия и не привело к негативным последствиям для организма участников испытаний.

Ключевые слова: ВФСК ГТО, бег на длинные и короткие дистанции, физическая подготовка, функциональное состояние, нормативы и испытания, тестирование, Центр тестирования ГТО Москомспорта.

Литература

  1. Бобков В.В. Использование метода «круговой тренировки» при подготовке обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО / В.В. Бобков, Л.А. Рыжкова, М.А. Кузьмин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 6. – С. 39–42.
  2. Бобков В.В. Оценка резервных возможностей старших школьников и студентов для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО / Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. – С. 62–65.
  3. Губа В.П. Морфобиомеханическая индивидуализация как эффективный метод интеграции ВФСК ГТО в систему общего образования / В.П. Губа, В.В. Коновалов, В.В. Пресняков // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 11. – С. 94–97.
  4. Карасева И.А. Использование мобильных приложений при работе со студентами в рамках теоретического курса дисциплины «Физическая культура» / И.А. Карасева, В.В. Бобков // Воспитательно-патриотическая и физкультурно-спортивная деятельность в вузах: решение актуальных проблем: материалы Междунар. науч.-практ. конференции (20 мая 2020 года) / отв. ред. С.И. Хромина. – Тюмень: ТИУ, 2020. – 434 с.
  5. Кузьмин М.А. Дифференциальная спортивная психология / М.А. Кузьмин // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 5–7.
  6. Положение о Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе, Министерство спорта Российской Федерации, Москва, 2013 г.
  7. Рыжкова Л.Г. Оценка резервных возможностей старших школьников и студентов для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО / Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. – С. 62 – 65.
  8. Рыжкова Л.Г. Факторы, препятствующие подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО студентами вузов / Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков, М.А. Кузьмин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 5. – С. 39–42.
  9. Стрижак А.П. Оценка готовности обучающихся образовательных учреждений к сдаче нормативов ВФСК ГТО / А.П. Стрижак, В.В. Бобков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3 (157). – С. 42–45.