Влияние личностных особенностей на спортивный результат гребцов-академистов групп совершенствования спортивного мастерства

Доктор педагогических наук, профессор Т.В. Михайлова1
А.С. Цуцкова1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – выявление степени взаимосвязи личностных особенностей гребцов-академистов и их спортивного результата, разработка практических рекомендаций по повышению уровня эффективности тренировочного процесса.
Методика и организация исследования. В научном исследовании приняли участие 24 спортсмена, специализирующихся в академической гребле, группы совершенствования спортивного мастерства (15 мальчиков и 9 девочек) в возрасте от 16 до 18 лет. Исследование проводилось в течение всего периода подготовки к первенству России среди юношей и девушек до 19 лет. Оно включало в себя 4 этапа. Тестирование гребцов осуществлялось в конце каждого этапа. Результаты исследования представляют собой среднее арифметическое четырех этапов предсоревновательной подготовки. В качестве методов исследования использовались: корреляционный анализ, опросник Р.А. Пилояна, опросник Ю.Л. Ханина, опросник Спилбергера–Ханина.
Результаты исследования и выводы. Корреляционный анализ показал, что на достижение высоких результатов у гребцов групп совершенствования спортивного мастерства в первую очередь оказывают влияние такие компоненты спортивной мотивации, как удовлетворение духовных потребностей, отсутствие болевых ощущений, отсутствие психогенных влияний. А также можно отметить, что значительное влияние на спортивный результат оказывает показатель личностных особенностей – уровень ситуативной тревожности. Выявлена тесная взаимосвязь спортивного результата с показателями отношения к предстоящему соревнованию.

Ключевые слова: личностные особенности, спортивная мотивация, компоненты спортивной мотивации.

Литература

  1. Гиссен, Л.Д. Психология и психогигиена в спорте (из опыта работы в командах по академической гребле) / Л.Д. Гиссен. – М.: Советский спорт, 2010. – 154 с.
  2. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 352 с.
  3. Михайлова Т.В. Проявление личностных особенностей гребцов-академистов группы спортивного совершенствования на этапе предсоревновательной подготовки / Т.В. Михайлова, А.С. Цуцкова // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – №  2. – С. 89-91.
  4. Организация и проведение психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Г.Д. Бабушкина,
  5. Е.П. Каргаполова. – Омск-Ханты-Мансийск, 2001. – 190 с.
  6. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2009. – 512 с.
  7. Практикум по психологии состояний: учеб. пособие / под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004.– С. 121-122.