Преодоление невротизации юных фигуристов в условиях проектной деятельности

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент С.Л. Леденцова1
Л.А. Горлова2
1Сургутский государственный университет, Сургут
2Учебно-тренировочный центр «Юграспорт», Сургут

Цель исследования – экспериментальное обоснование эффективности психологического сопровождения юных фигуристов, развернутого в логике проектной деятельности для преодоления признаков невротизации.
Методика и организация исследования. Психологический проект для юных спортсменов с признаками невротизации проводился на базе отделения ФКК Ледового дворца спорта «Титан» в г. Сургуте. Участниками стали 6 воспитанников спортивных школ 8-9 лет, выбранные среди остальных спортсменов по заявкам родителей или тренера, проявляющие признаки невротизации. В ходе исследования были использованы методы диагностики невротизации и проектный метод для формирования психологической готовности к соревнованиям по фигурному катанию. В рамках проекта были использованы следующие стратегии: 1) формирование диалогической позиции при катании программы; 2) становление двигательного элемента с развертыванием смысловой стороны движения; 3) освоение нового элемента в контексте целостной программы выступления.
Результаты исследования и выводы. В ходе проекта произошло: 1) снижение уровня тревожности; 2) нормализация уровня притязаний и самооценки; 3) появление внутренней мотивации к спорту; 4) повышение помехоустойчивости; 5) повышение уровня произвольности; 6) появление ориентировки на зрителя.

Ключевые слова: психологическая готовность к соревнованиям, эгоцентрическая позиция, диалогическая позиция, невротизация спортсмена, проектная деятельность.

Литература

  1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн / Под ред. В.П. Зинченко. – 2-е изд. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 688 с.
  2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин. – 2-е изд. – М.: Ун-т: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. – 399 с.
  3. Клочко А.А. Становление авторского действия старшего подростка в условиях обучения танцевальному движению: дис. ... канд. псих. наук / А.А. Клочко. – Сургут, 2010. – 190 с.
  4. Леденцова С.Л. Проблемы психологической готовности юных спортсменов к соревнованиям по фигурному катанию / С.Л. Леденцова, Л.А. Горлова // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: матер. Всерос. науч.-практ. конф. – Оренбург: ОГУ, 2019. – С.  272-277.
  5. Леденцова С.Л. Становление диалогической позиции в деятельности фигурного катания на коньках младших школьников/ С.Л. Леденцова, Л.А. Горлова // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: сб. статей XVIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под ред. С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. – Сургут: – Изд-во «Россиздат», 2019.– С. 217-223.
  6. Проектная форма обучения: опыт создания, исследования и применения: монография / В.Б. Хозиев, М.В. Хозиева, Т.В. Вымекаева и др. – Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2014. – 284 с.