Профессионально-прикладной спорт в системе спортивной деятельности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Чехранов1
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Дементьев1
1Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Москва

Цель исследования – определение места и значимости профессионально-прикладного спорта в существующей практике спорта, а также выделение его базовой парадигмы.
Методика и организация исследования. Представленная работа базируется на проведенном теоретико-методологическом исследовании практики спорта на основе использования теории деятельности, системного подхода и структурно-функционального анализа.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что существующая дифференциация типов спорта на «массовый» и «спорт высших достижений» не учитывает большой социально-общественной значимости «профессионально-прикладного спорта», который предлагается выделить в отдельный тип спорта со свойственными и присущими только ему функциями, целями и задачами. Соревновательная деятельность в отдельных разновидностях «профессионально-прикладного спорта» должна определяться на основе моделирования конкретной профессиональной деятельности согласно выделенной парадигме. Спортивная деятельность в рамках «профессионально-прикладного спорта» позволяет интенсифицировать освоение и совершенствование профессионально-прикладных действий и обеспечить лучшую подготовленность занимающихся к своей профессиональной деятельности.
Выдвигается тезис о том, что профессионально-прикладной спорт должен занимать место, не относящееся ни к массовому спорту, ни к спорту высших достижений, исполняя при этом важнейшую роль в совершенствовании и интенсификации профессиональной подготовки.

Ключевые слова: спорт, профессионально-прикладной спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, физическое воспитание, физическая подготовка, моделирование, профессиональная подготовка.

Литература

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 283 с.
  2. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: Образовательный и социальный аспект / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – №  5. – С. 19-22.
  3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.
  4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 c.
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  6. Положение «О Единой всероссийской спортивной классификации»: Утверждено приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. № 108 URL: // http:// pravo.gov.ru/proxy. Дата обращения 11 декабря 2019 г.
  7. Столяров В.И. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник / В.И. Столяров, А.А. Передельский, М.М. Башаева. – М.: Советский спорт, 2015. – 464 с.
  8. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» – Режим доступа: Система Гарант. Дата обращения 29 октября 2019 г.
  9. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 496 с.