Развитие двигательных способностей детей с нарушениями слуха в процессе танцевально-двигательной терапии

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А.Б. Серых1
Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Мычко1
Л.Ф. Букша1
1Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Калининград

Цель исследования – выявить эффективность танцевально-двигательной терапии в развитии двигательных навыков глухих и слабослышащих детей.
Методика и организация исследования. Коррекционно-развивающая работа осуществлялась на базе центра реабилитации и коррекции детей с нарушениями слуха. Диагностическое исследование проводилось с детьми 7-13 лет с применением методов стабилографии, методик «Контактная треморометрия», «Контактная координациометрия по профилю», «Оптокинетический тест», позволяющих измерить точность управления движениями в ситуации решения двигательных задач. Реализация коррекционно-развивающей программы развития двигательных навыков детей с нарушениями слуха включала в себя три этапа: изучение исходного уровня развития двигательных навыков детей с нарушениями слуха, реализация коррекционной работы с применением танцевально-двигательной терапии, исследование оценки эффективности проведенной работы.
Результаты исследования и выводы. У детей с нарушениями слуха имеются проблемы в развитии двигательных функций, в первую очередь, недостаточная координация и неуверенность в движениях, что обнаруживается в невысокой скорости овладения двигательными способностями, замедленном темпе выполнения движений и трудностях выполнения упражнений, связанных с ориентацией в пространстве. Большим потенциалом в развитии двигательных навыков детей с нарушениями слуха обладает танцевально-двигательная терапия, в процессе которой, как показало наше исследование, большое значение важно уделять упражнениям, ориентированным на развитие координационных способностей. Экспериментально обнаружена достоверная взаимосвязь между уровнем тремора, степенью развития способностей равновесия, коэффициентом резкого изменения направления движения, типом переходного процесса и запасом устойчивости при отклонении в одном из четырех направлений. Доказано, что физические упражнения с применением элементов танцевально-двигательной терапии способствуют развитию у детей с нарушением слуха координации и равновесия.

Ключевые слова: физическая культура, двигательные навыки, дети с нарушениями слуха, танцевально-двигательная терапия.

Литература

  1. Воробьев В.Ф. Специфика дифференциации физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья / В.Ф. Воробьев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2015. – Т. 10. – № 4. – С. 36-46.
  2. Воробьев В.Ф. Суставная гимнастика как средство улучшения техники выполнения движений детьми с нарушением слуха / В.Ф. Воробьев, В.А. Полетаева // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 2 (13). – С.  121-129.
  3. Губарева Н.В. Обоснование дифференцированного подхода при физическом воспитании школьников с различной степенью нарушения слуха / Н.В. Губарева. – Вестник Том. гос. ун-та. – 2009. – № 319. – С. 161-164.
  4. Кирдяшева А.В. Особенности использования танцетерапии для детей с нарушением слуха / А.В. Кирдяшева // The Newman in Foreign policy. – 2017. – № 37 (81). – С. 47-48.
  5. Новиков И.В. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха и пути его коррекции средствами спортивной гимнастики / И.В. Новиков, В.В. Новиков // ПНиО, 2018. – № 2 (32). – С. 113-116.
  6. Сермеев Б.В. Определение физической подготовленности глухих и слабослышащих детей / Б.В. Сермеев. – М.: Педагогика, 1993.
  7. Серых А.Б. Развитие двигательных навыков у дошкольников со значительным снижением интеллекта на основе коррекции моторной сферы / А.Б. Серых, Е.И. Мычко, Л.Ф. Букша // Теория и практика физ. культуры. 2019. – № 4. – С. 57-58.
  8. Томилова Т.И. Динамика физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе физической реабилитации / Т.И. Томилова, М.Д. Чуракова, Н.В. Афанасенкова // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – №  5. – С. 198.