Конверсия наукоёмких спортивных технологий как механизм модернизации систем спортивной тренировки

ˑ: 

Кандидат педагогических наук С.В. Мухаев1
Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Семёнов2
1Баскетбольный клуб «Енисей», Красноярск
2Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Цель исследования – концептуальное обоснование разных способов конверсии наукоёмких спортивных технологий в соответствии с особенностями различных уровней осуществления спортивной деятельности.
Результаты исследования и выводы. В статье обоснованы три способа конверсии наукоёмких спортивных технологий с целью модернизации существующих систем спортивной тренировки. Каждый способ имеет свой масштаб решаемых задач, определённый особенностями уровней осуществления спортивной деятельности. При осуществлении конверсии первым способом в обогащаемой тренировочной системе «устаревшая» процессуальная часть заменяется более эффективной процессуальной частью из внедряемой технологии.
При втором способе конверсии производится приспособительное изменение наиболее подходящей под цель и задачи конверсии общей схемы тренировочного процесса и различных структурно-функциональных компонентов из двух систем, после чего формируется единая тренировочная система. Помимо использования в модернизации тренировочных систем, разработка второго способа открывает перспективу реализации принципа модульности при конструировании спортивных технологий.
При третьем способе из принципов, лежащих в основе функционирования анализируемых тренировочных систем, с использованием системных законов адаптации, законов переноса тренированности и законов суперкомпенсации формируется система принципов, на основе которой конструируется тренировочная технология.

Ключевые слова: модернизация тренировочных систем, способы конверсии, принцип модульности.

Литература

  1. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. – М.: Олимпия Пресс, 2007. – 272 с.
  2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Спорт, 2019 – 184 с., ил.
  3. Вовк С.И. Диалектика непрерывности и дискретности в процессе подготовки квалифицированных спортсменов: дис. … докт. пед. наук / С.И. Вовк. – М., 2008. – 268 с., 3 ил.
  4. Лубышева Л.И. Современная теория физической культуры: от предмета к новой методологии спортивной науки / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 1. – С. 93.
  5. Лубышева Л.И. Современная спортивная наука: от стагнации к новой парадигме развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 3-5.
  6. Мухаев С.В. Особенности структуры, методики и содержания подготовки баскетболисток молодёжных команд профессиональных клубов на основе трёхлетнего тренировочного цикла / С.В. Мухаев // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 1. – С. 94-101.
  7. Мухаев С.В. Особенности конверсии передовых технологий в спорт высших достижений, детско-юношеский спорт и спортизированное физическое воспитание / С.В. Мухаев, Л.А. Семёнов // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 8. – С. 66-68.
  8. Мухаев С.В. Теоретико-методологическое основание внедрения и адаптации передовых спортивных технологий в новую среду их функционирования / С.В. Мухаев, Л.А. Семёнов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 1. – С. 73-76.
  9. Сахарова М.В. Концептуальные положения и технология проектирования спортивных макроциклов в игровых видах спорта: (многолетний аспект): дис. ... докт. пед. наук / М.В. Сахарова. – М., 2005. – 430 с.