Использование ситуации достижения в практике обучающихся по направлению «Физическая культура»

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Сальков
Доктор биологических наук, профессор В.Д. Повзун
Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин
Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

Ключевые слова: ситуация достижения, успех, мотивация достижения, ценностное отношение, рейтинг, личностное достижение, восхождение личности от потребностей к ценностям.

Введение. В настоящее время проблема реформирования университетского образования, поиска его ценностных ориентаций, обновления содержания и форм приобрела большое значение. Мы полагаем, что задача высшей школы состоит не только в том, чтобы обеспечить профессиональную подготовку специалиста в области физической культуры в соответствии с современными требованиями, но и создать условия для развития нравственно здоровой, разносторонней творческой личности студента, способного к постоянному профессиональному и личностному росту, самосовершенствованию.

В данной статье мы рассматриваем ситуацию достижения в образовательной деятельности студента, создаваемую преподавателем как педагогическое условие, способствующее аксиологизации содержания изучаемых университетских курсов, т. е. преобразованию необходимой для студента учебной деятельности в личностно значимую, где мотивация достижения выступает механизмом возвышения потребностей студента до ценностей профессии, общества [3].

Мы убеждены, что чем устойчивее ценностное отношение студента к учебной деятельности, тем выше уровень его образовательной мотивации, тем больше студент устремлен к успеху, и даже неудача рассматривается им как осознанный стимул для достижения поставленной образовательной цели.

Благодаря ситуации достижения, созданной преподавателем, студент побуждается к активному общению, взаимодействию в образовательном пространстве университета со всеми субъектами образовательного процесса. Он не только приобретает опыт деятельности, конструирует собственное знание, но и, как отмечал Л. С. Выготский, погружается в такую окружающую среду, которая для развития его личности выступает в роли источника развития, а не просто обстановки [1].

Литература

  1. Выготский Л.С.  Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский. – М., 1956.
  2. Додонов Б.И.  Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. – М., 1978. – 272 с.
  3. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монографии / А.В. Кирьякова. – Оренбург, 1996. – 188 с.
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М., 1990.
  5. Повзун А.А.  Рейтинговая система оценки знаний студентов в процессе преподавания физиологии на факультете физической культуры / А.А. Повзун // Теория и практика образования в области ФК: Сб. научно-метод. работ. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С. 44–50.
  6. Повзун В.Д. Ценностные ориентации студентов факультета физической культуры / В.Д. Повзун, И.А. Свиридова // Теория и практика образования в области ФК: Сб. научно-метод. работ. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С. 91 – 100.
  7. Повзун В.Д. Организация рейтинговой системы контроля знаний студентов спортивных факультетов с учётом их индивидуальных ритмов / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 10. – С. 89–93.
  8. Повзун В.Д. Роль учета биоритмов в повышении академической успеваемости студентов университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, А.В. Сальков // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 4. – С. 86–88.
  9. Сальков А.В. Ситуация достижения – основное условие аксиологизации университетского образования. Актуальные проблемы высшего педагогического образования: Сб. науч. ст. Вып. 2 / А.В. Сальков, В.Д. Повзун. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический институт, 2006. – С. 168–171.

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 15.12.2014 г.