Взаимосвязь мотивации и эмоций в физкультурно-спортивной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев1
Доктор педагогических наук, профессор Г.Д. Бабушкин2
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Г. Бабушкин2
Аспирантка Н.Р. Усаева1

Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Ключевые слова: физ­ку­ль­тур­но-спор­тивная деятельность, мотивация, эмоции, возрастные особенности.

Физкультурно-спортивная деятельность, как и любая деятельность, зависит от внешних и внутренних детерминант, которые вызывают у человека процесс смыслообразования личности, как «… относительно устойчивая и автономная иерархически организованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующих как единое целое», выражающая психологические отношения между различными потребностями, потребностями и мотивами, между мотивом и целью, в том числе и взаимосвязь между мотивационными и эмоциональными компонентами, и обуславливают удовлетворённость жизнедеятельностью человека (А. Н. Леонтьев, Б. С. Братусь, Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский). Тесная взаимосвязь мотивационных и эмоциональных компонентов образует целостное единство, которое представляет собой древнейший аппарат регуляции поведения с целью приведения его в соответствие с потребностями организма и особенностями окружающей среды [4].

Теснейшую взаимосвязь эмоций с мотивацией признавали ряд психологов современности [1, 2, 11, 12, 14 и др.]. Так, по мнению С. Л. Рубинштейна, эмоции, возникшие в результате воздействия на человека предметов, явлений, – предшественники и причины деятельности человека, направленной на эти предметы, явления [13]. Однако прикладных исследований, основанных на взаимосвязи эмоций с мотивацией, не обнаружено. А подобные результаты могли бы послужить для практиков (педагогов, психологов) основой для управления формированием мотивации. Поскольку формирование мотивации – педагогический процесс и положительные эмоции являются обязательным моментом воспитательных воздействий, не учитывать эту закономерность воспитания при управлении формированием мотивации было бы неправильно.

Эмоции и мотивация достаточно подробно изучались в зарубежной психологии. Рядом исследователей накоплен объемный материал об эмоциях и мотивации человека. Взаимосвязь эмоций с побуждениями (мотивацией) отмечал в своих исследованиях американский психолог К. Е. Изард [6]. Согласно его представлениям о взаимодействии эмоций и мотивации сопровождающая эмоция взаимодействует с побуждением и регулирует его любым из трех направлений: усиливает, ослабляет, подавляет. Автор предлагает такую последовательность эмоций: активация эмоции – переживание, вызывающее мотивацию, – деятельность, побуждаемая и поддерживаемая эмоциональным состоянием.
 

Литература

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 160 с.
  2. Бабушкин Г.Д. Сущность и эффективность тренингов мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 1. – С. 23-27.
  3. Божович Л.И.  Проблема развития мотивационной сферы ребёнка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – С. 7-44.
  4. Вилюнас В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. – СПб.: Речь, 2006. – 458 с.
  5. Головина Т.В. Формирование ценностного отношения к физической культуре у младших школьников: дис. …. канд. пед. наук / Т.В. Головина. – Омск, 2003. – 196 с.
  6. Изард К.Е. Эмоции человека: пер. с анг. / К.Е. Изард. – М.: МГУ, 1980. – 440 с.
  7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
  8. Канатов А.В. Управление формированием спортивной мотивации у юных баскетболистов / А.В.Канатов, Г.Д. Бабушкин // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: материалы регион. науч. конф. по спорт. психол. – Омск: СибГУФК, 2004. – С 18-20.
  9.  Кульмаметьева Э.С. Активизация физического самовоспитания школьников-подростков / Э.С. Кульмаметьева, Н.С. Ниясова, Г.Д. Бабушкин // Омский научный вестник. – 2013. – № 1. – С. 147-151.
  10. Мочалов С.Ю. Проблема активизации мотивации человека / С.Ю. Мочалов, Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2006. – № 2. – С. 126-128.
  11. Психология спорта и физического воспитания: учебник для факультетов физической культуры / под ред. профессоров Б.П. Яковлева, Г.Д. Бабушкина. – Сургут: Изд-во ООО «Винчера», 2012. – 576 с
  12. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с, 328 с.
  14. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Педаг. соч. в 2 т. – Т.1. М.: Педагогика, 1981. – С. 19-592.
  15. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. – Т. 1. – М.: АПН РСФСР, 1950. – 537 с.
  16. Шумилин А.П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис. … канд. пед. наук / А.П. Шумилин. – Красноярск, 2003. – 150 с.
  17. Яковлев Б.П. Управление мотивационным процессом в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев // Научно-теор. журнал «Спортивный психолог». – М., 2011 – № 3(6). – С. 22-27

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 11.12.2013 г.