Стимулирование студентов вуза к участию в мероприятиях комплекса ГТО

ˑ: 

Доктор политических наук, профессор О.Н. Полухин1
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Никулин1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Воронков1
Аспирант Ю.А. Загоруйко1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – обоснование системы стимулирования студентов вуза к участию в мероприятиях комплекса ГТО.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2015-2020 гг. на базе НИУ «БелГУ». В исследовании использовался анализ научной литературы, анкетирование, тестирование физической подготовленности, эксперимент. В исследовании участвовало свыше 12 000 студентов НИУ «БелГУ».
Результаты исследования и выводы. Установлено, что система стимулирования студентов вуза к участию в мероприятиях комплекса ГТО включает два основных блока: морально-психологическое и материальное побуждение. Ведущее место занимают факторы морально-психологического побуждения. К их числу относятся: социальная значимость комплекса ГТО; жизненно-практическое значение участия в мероприятиях ГТО как способа поддержания здоровья и физической формы; награды; перспективы; соревновательный фактор; положительный пример референтных лиц; об­щественное мнение; доверие; интерес; эмоциональные стимулы. Определены условия, обеспечившие высокую эффективность системы стимулирования студентов вуза к выполнению испытаний комплекса ГТО: 1) дифференцированный подход к студентам на основе учета их типологических особенностей: «живущие спортом» (высокий уровень внутренней мотивации к занятиям физической культурой, ведущий стимул – стимул социальной значимости); «игроки» (высокий уровень мотивации успеха, ведущий стимул – соревнование); «нигилисты» (высокий уровень внутренней мотивации к занятиям физической культурой, ведущий стимул для них – стимул личностной значимости к занятиям физической культурой); «формалисты» (высокий уровень мотивации избегания неудач, ведущий стимул – похвала, отсутствие порицания и академическая успеваемость); 2) стимулы применяются в комплексе, а не изолированно; 3) наряду с комплексами стимулов используются стимульные ситуации (соревнования, фестивали, игры чемпионов комплекса ГТО и др.); 4) наличие в университете стимульной среды (материально-техническая, кадровая, организационная, эмоциональная, соревновательная, исследовательская и другие виды сред).

Ключевые слова: система стимулирования, студенты вуза, комплекс ГТО.

Литература

  1. Воронков А.В. Пути повышения эффективности внедрения комплекса ГТО в образовательной организации [Текст] / А.В. Воронков, И.Н. Никулин, Я.А. Гончарук и др. // Развитие физической культуры и спорта в контексте самореализации человека в современных социально-экономических условиях: матер. Всерос.науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. – С. 34-37.
  2. Воронков А.В. Особенности подготовки студентов к многоборным программам комплекса ГТО [Текст] / А.В. Воронков, Е.А. Бражник, Ю.А. Загоруйко и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 10. – С. 58-60.
  3. Интересен ли тебе комплекс ГТО [Электронный ресурс] страница «вконтакте» ВФСК ГТО в НИУ «БелГУ». – Режим доступа: https://vk.com/gtobsu?z=photo-153316360_457240834%2Falbum-153316360_00%2...
  4. Методические рекомендации по организации физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). [Электронный ресурс]: Утверждены Министром спорта Российской Федерации 21.09.2018 // Федеральный портал «GTO.RU». – Режим доступа: https://www.gto.ru/files/uploads/documents/5cb825f89463e.pdf
  5. Собянин Ф.И. Развитие идеологических основ комплекса ГТО [Текст] / Ф.И. Собянин, А.В. Скабук, А.В. Воронков и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 8. – С. 104-107.
  6. Харисов И.Д. Оценка уровня подготовленности студентов при выполнении нормативов комплекса ГТО [Текст] / И.Д. Харисов, И.Н. Никулин, А.В. Воронков и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 1. – С. 56-57