Федеральные стандарты спортивной подготовки как динамическая система управления российским спортом

Начиная с 2012 г. управление российским спортом тесно связывается с разработкой управления тренировочной деятельностью в разных видах спорта.
Практика показала, первое поколение стандартов, несмотря на их несовершенство, смогло в настоящее время обеспечить единство основных требований к спортивной подготовке на всей территории РФ. Благодаря стандартам разработаны и научно обоснованы требования к структуре и содержанию тренировочных программ по разным видам спорта, а также освоению теоретического и практического разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки. Стандарты включают нормативы по различным видам подготовленности с учетом возраста, пола и особенностей вида спорта.
Тем не менее следует признать, что не все федерации по видам спорта строят спортивную подготовку на основе современных научных подходов управления тренировочным процессом.
При разработке и реализации конкретной программы спортивной подготовки по виду спорта на каждом ее этапе Федеральным стандартом устанавливаются следующие требования:
определить критерии начала занятий на каждом из этапов подготовки в зависимости от половых и возрастных различий, а также в соответствии с онтокинезиологическими закономерностями динамики развития и формирования организма ребенка, подростка, юноши (девушки);
учитывать современные тенденции развития конкретного вида спорта в системе спортивного движения;
определить структуру периодизации и основные виды, средства и их соотношение на каждом этапе спортивной подготовки с учетом календаря соревнований и особенностей тренировочной деятельности в конкретных видах спорта;
предложить критерии и нормативы спортивной подготовленности юных и квалифицированных спортсменов на этапах многолетней подготовки, включая требования ЕВСК.
Спортивная подготовка предполагает динамическое изменение состояния спортсмена, приводящее в конечном счете к улучшению спортивных результатов. Это сопровождается совершенствованием отдельных сторон его подготовленности на предварительных этапах. В научной терминологии это можно характеризовать как переход системы из одного состояния в другое. Под системой в данном случае понимается совокупность «спортсмен – спортивная среда». Если в такой системе спортсмен представляется объектом управления, то спортивная среда – это комплекс воздействующих факторов, составляющих в том числе и процесс спортивной подготовки. При этом оба компонента системы обладают динамическими свойствами. В зависимости от их сочетания в определенный момент времени можно делать заключение о качественном состоянии системы.
Построение и содержательное наполнение ФССП по различным видам спорта должны опираться на известные общие принципы спортивной подготовки:
направленность на высшие достижения, углубленная специализация и индивидуализация;
единство общей и специальной подготовки;
непрерывность тренировочного процесса;
единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;
волнообразность и вариативность нагрузок;
цикличность тренировочного процесса.
Указанный подход базируется на современных научных данных, действующих законодательных актах, юридических положениях и нормативно-правовых документах. В данной совокупности определяется стратегия подготовки как спортсменов высокого класса, так и их будущего резерва с учетом тенденций развития спорта в Российской Федерации и в мире.
Данная методология построения федеральных стандартов спортивной подготовки положена в основу исследования, проведенного группой авторов под руководством к.пед.н. Т.В. Фендель (г. Чайковский), целью которого явился сравнительный анализ содержания федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта: «Прыжки на лыжах с трамплина» и «Лыжное двоеборье». Авторы указывают на необходимость коррекции требований ФССП с учетом специфики вида спорта в части: перечня и степени влияния физических качеств и телосложения на результативность соревновательной деятельности, системы контрольных нормативов для оценки уровня общей и специальной физической подготовленности.
В заключение хотелось бы отметить, что базисом стандартов спортивной подготовки второго поколения должна стать современная методология, основанная на ведущих принципах теории спорта, новых экспериментальных данных, инновационных методиках тренировки и контроля за состоянием спортсмена и рассматривающая все элементы спортивной подготовки как динамично развивающуюся систему.
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск новых подходов в педагогике, связанных с совершенствованием спортивной подготовки.

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.пед.н., профессор Л.И. Лубышева