Физическая активность как средство социализации и личностного развития студентов с ограниченными возможностями здоровья

Доктор педагогических наук, профессор С.А. Гильманов1
Доктор педагогических наук, доцент В.А. Мищенко1
Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Кукуев2
Кандидат психологических наук, доцент В.А. Лобова1
1Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск
2Тюменский государственный университет, Тюмень

Цель исследования – научное обоснование модели физической активности, направленной на социализацию и личностное развитие студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился теоретический анализ источников, описывающих практики организации физической активности (ФА) студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с точки зрения характера и вида физической активности (проанализировано 127 источников: учебных пособий, монографий, статей). Также проводился качественный анализ данных нестандартизированного наблюдения над физической активностью студентов с ОВЗ Тюменского и Югорского государственных университетов: лица с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) различной нозологии и тяжести, частичная глухота и слепота и др. На основе полученных данных осуществлялось моделирование видов ФА, основанное на спецификации целей ФА.
Результаты исследования и выводы. Авторами предлагается модель сис­темы физической активности, основанной на спецификации целей ФА. В модели выделяются три вида ФА: общая, понимаемая как двигательная активность, служащая сохранению и укреплению физического здоровья; социализационная – система движений, направленных на достижение общественно значимой цели, достигаемой по определенным социально нормированным правилам (спорт, социальные акции и др.); творческая – система движений, обеспечивающая получение творческого оригинального продукта в определенных видах искусства (музыка, танцы), техническом творчестве, усовершенствовании бытовых изделий. Модель ФА активности предполагает, в частности, временное перемещение студентов с ОВЗ в другие образовательные учреждения в рамках академической мобильности (спортивные сборы, соревнования и др.).

Ключевые слова: физическая активность, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, академическая мобильность.

Литература

  1. Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации : материалы V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов, г. Томск, 20 апреля 2017 г. / под ред. канд. биол. наук А.В. Кабачковой. – Томск: STT, 2017. – 340 с. Эл. ресурс. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29166595_74120004.pdf (дата обращения 15.07.2019).
  2. Бобровский Е.А. Адаптивный спорт и физическая культура как метод реабилитации инвалидов / Е.А. Бобровский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-2. – С. 456-459.
  3. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. Эл. ресурс. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44399/9789244599976_rus... (дата обращения 15.07.2019).
  4. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: Хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. – М.: МГППУ, 2015. – 334 с.
  5. Леонтьев Д.А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования / Д.А. Леонтьев, Л.А. Александрова, А.А. Лебедева. – М.: Смысл, 2017. – 79 с.
  6. Логвинова Я.В. Адаптивная физическая культура как способ повышения социальной активности инвалидов / Я.В. Логвинова, А.А.Слепухина, Е.Ф. Проскурина // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.1 (26). – С. 108-110.
  7. Царик А.В. Физическая культура и спорт среди инвалидов: социальная значимость, состояние, актуальные проблемы и пути их решения / А.В. Царик // Вестник Российского Международного олимпийского университета. – 2014. – № 4. С. 72-83.