Стимулирование двигательной активности детей с синдромом Дауна на начальном этапе обучения адаптивному плаванию

Соискатель Г.Н. Норошкина1
Кандидат биологических наук, доцент В.К. Климова1
Кандидат педагогических наук, доцент Я.А. Стрелкова1
А.Г. Чеботарский1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – разработать и экспериментально доказать эффективность методики адаптивного плавания для детей с синдромом Дауна.
Методика и организация исследования. Проведен анализ и обобщение научно-методической литературы, беседа, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, включающее выполнение специфических заданий. Контингент испытуемых составили 6 девочек и 14 мальчиков в возрасте от 9 до 12 лет с синдромом Дауна, подтвержденным медицинскими документами. Занятия проводились в бассейне 3 раза в неделю по 60 мин в течение двух лет. Разработанная экспериментальная методика адаптивного плавания характеризуется трехфазностью и многоступенчатостью, включает элементы гидрореабилитации, аквааэробики и других видов спортивной деятельности. Нагрузки варьировались в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, тяжести заболевания и достигнутых успехов в процессе занятий.
Результаты исследования и выводы. Эффективность разработанной методики доказана положительной динамикой значений показателей выполнения тестов на освоение навыков плавания и увеличением числа детей, способных выполнить задания к окончанию исследования. Отмечается, что прогресс в выполнении упражнений на воде сопровождается повышением координационных и скоростно-силовых способностей детей. Сделан вывод, что гидрореабилитация и адаптивное плавание могут рассматриваться как основная форма абилитации детей с синдромом Дауна, при использовании которой возможно осуществление коррекции отклонений в двигательной и когнитивной сфере для успешной социально-бытовой адаптации и подготовки детей с данной патологией к другим видам деятельности вне воды.

Ключевые слова: синдром Дауна, дети, адаптивное плавание, психофизическое развитие.

Литература

  1. Евсеев С.П. Определение и оценка выносливости инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.В. Шевцов // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 25-32.
  2. Евсеев С.П. Определение и оценка скоростных возможностей инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.И. Черная и др. / Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65) . – С. 23-25.
  3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 с.
  4. Евсеев С.П. Установочные принципы, подходы и пути разработки раздела Единой Всероссийской спортивной классификации по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями / С.П. Евсеев, Ю.Ю. Вишнякова, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 40-49.
  5. Лаутеслагер П. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения / П. Лаутеслагер. – М.: Монолит, 2003. – 356 с.
  6. Набойченко Е.С. Психофизические возможности лиц с синдромом Дауна и условия их участия в паралимпийском спорте / Е.С. Набойченко // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 5. – С. 146-151.
  7. Ольховская Т.И. Развитие спорта ЛИН. / Т.И. Ольховская, П.К. Судаков // Материалы межрегионального научно-практического семинара «Особенности адаптивного плавания для лиц с интеллектуальными нарушениями». – Белгород: Правда, 2019. – С. 23-28.
  8. Плешаков А.Н. Исследование физического развития и двигательной функции детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Н. Плешаков. – СПб., 2005. – 21 с.
  9. Челышева М.В. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи / М.В. Челышева, Н.А. Урядницкая // «Синдром Дауна XXI век». – 2008. – № 1. – C. 12-19.