Стимулирование двигательной активности детей с синдромом Дауна на начальном этапе обучения адаптивному плаванию

ˑ: 

Соискатель Г.Н. Норошкина1
Кандидат биологических наук, доцент В.К. Климова1
Кандидат педагогических наук, доцент Я.А. Стрелкова1
А.Г. Чеботарский1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – разработать и экспериментально доказать эффективность методики адаптивного плавания для детей с синдромом Дауна.
Методика и организация исследования. Проведен анализ и обобщение научно-методической литературы, беседа, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, включающее выполнение специфических заданий. Контингент испытуемых составили 6 девочек и 14 мальчиков в возрасте от 9 до 12 лет с синдромом Дауна, подтвержденным медицинскими документами. Занятия проводились в бассейне 3 раза в неделю по 60 мин в течение двух лет. Разработанная экспериментальная методика адаптивного плавания характеризуется трехфазностью и многоступенчатостью, включает элементы гидрореабилитации, аквааэробики и других видов спортивной деятельности. Нагрузки варьировались в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, тяжести заболевания и достигнутых успехов в процессе занятий.
Результаты исследования и выводы. Эффективность разработанной методики доказана положительной динамикой значений показателей выполнения тестов на освоение навыков плавания и увеличением числа детей, способных выполнить задания к окончанию исследования. Отмечается, что прогресс в выполнении упражнений на воде сопровождается повышением координационных и скоростно-силовых способностей детей. Сделан вывод, что гидрореабилитация и адаптивное плавание могут рассматриваться как основная форма абилитации детей с синдромом Дауна, при использовании которой возможно осуществление коррекции отклонений в двигательной и когнитивной сфере для успешной социально-бытовой адаптации и подготовки детей с данной патологией к другим видам деятельности вне воды.

Ключевые слова: синдром Дауна, дети, адаптивное плавание, психофизическое развитие.

Литература

  1. Евсеев С.П. Определение и оценка выносливости инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.В. Шевцов // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 25-32.
  2. Евсеев С.П. Определение и оценка скоростных возможностей инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.И. Черная и др. / Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65) . – С. 23-25.
  3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 с.
  4. Евсеев С.П. Установочные принципы, подходы и пути разработки раздела Единой Всероссийской спортивной классификации по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями / С.П. Евсеев, Ю.Ю. Вишнякова, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 40-49.
  5. Лаутеслагер П. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения / П. Лаутеслагер. – М.: Монолит, 2003. – 356 с.
  6. Набойченко Е.С. Психофизические возможности лиц с синдромом Дауна и условия их участия в паралимпийском спорте / Е.С. Набойченко // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 5. – С. 146-151.
  7. Ольховская Т.И. Развитие спорта ЛИН. / Т.И. Ольховская, П.К. Судаков // Материалы межрегионального научно-практического семинара «Особенности адаптивного плавания для лиц с интеллектуальными нарушениями». – Белгород: Правда, 2019. – С. 23-28.
  8. Плешаков А.Н. Исследование физического развития и двигательной функции детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Н. Плешаков. – СПб., 2005. – 21 с.
  9. Челышева М.В. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи / М.В. Челышева, Н.А. Урядницкая // «Синдром Дауна XXI век». – 2008. – № 1. – C. 12-19.