Трансформация подготовки физкультурных кадров в российской системе образования

Доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Костюченко1
Кандидат педагогических наук, профессор В.Д. Зверев1
Д.А. Васильев2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – обосновать варианты оптимизации профессионального образования в отрасли физической культуры и спорта.
Методика и организация исследования. В рамках исследования проведен ретроспективный анализ отечественного опыта профессионального образования, многолетний педагогический эксперимент в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
Результаты исследования и выводы. Сдерживающим фактором реализации потенциала ФК является недостаточный уровень коммуникативной подготовленности выпускников вузов. Выпускники вузов ФК должны быть готовыми формировать у населения положительное отношение к физической культуре за счет понимания причинно-следственных связей между оптимальным двигательным режимом, здоровым образом жизни и функциональным уровнем систем жизнеобеспечения и, как следствие, с иммунным статусом организма, т.е. здоровьем. Необходима адаптация теоретических дисциплин (особенно дисциплин медико-биологического профиля) к условиям физкультурной деятель­ности. Актуальным становится введение в процесс подготовки специалистов дисциплины, интегрирующей знания отдельных дисциплин и формирующей целостное представление о профессии, а также использование новейшей аппаратуры и настоящих инструментальных исследований в процессе подготовки специалистов.

Ключевые слова: специалист в отрасли ФКиС, профессиограмма, коммуникативный компонент профессиограммы, подготовка кадров в отрасли ФКиС.

Литература

  1. Гегель Г.В.Ф. Сочинения / Г.В.Ф. Гегель. – Т. 6. – М.: Соцэкгиз, 1939. – С. 269.
  2. Данек Л. Мозоли и медали / Л. Данек. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – С. 81.
  3. Костюченко В.Ф. Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 11 (45). – С. 40-45.
  4. Костюченко В.Ф. О концепции формирования и реализации идей федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 2 (49). – С. 113-120.
  5. Костюченко В.Ф. Направленность диссертационных исследований в контексте эволюции содержания профессионального образования в сфере физической культуры / В.Ф. Костюченко// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 3 (145). – С. 113-118.
  6. Котов Б.А. Олимпийский спорт. Бег и ходьба / Б.А. Котов. – М.: Издание Б.А. Майтова, 1916. – 98 с.
  7. Креер В. За китайской стеной / В. Креер // Легкая атлетика. – 1995. – № 8. – С. 12-13.
  8. Орехов Е.Ф. Модернизация образования: надежды и реалии / Е.Ф. Орехов, В.Ф. Костюченко// Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 8. – С. 3-5.