Условия эффективности государственного управления физическим воспитанием студентов

А.В. Сергеев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва

Цель исследования – выявить необходимые условия эффективности государственного управления физическим воспитанием студентов РФ.
Методика и организация исследования. На основе структурно-функционального анализа действующей системы физического воспитания студентов РФ строится кибернетическая модель ГУФВС РФ, проводится анализ имеющихся научных данных и ключевых характеристик исследуемого управленческого процесса: преемственности исходной цели управления на разных уровнях системы физического воспитания студентов и обеспечения механизма обратной связи.
Результаты исследования и выводы. Автором приводится кибернетическая модель государственного управления физическим воспитанием студентов РФ. Апеллируя к ней, рассматриваются два ключевых компонента любого управленческого процесса: цель управления и обратная связь. Через анализ экспертного опроса и текущей практики физического воспитания студентов РФ исследуется вопрос взаимосвязи между целями физического воспитания студентов на уровне государства и непосредственно в вузах. Организация обратной связи в процессе государственного управления физическим воспитанием студентов исследуется на основе критического анализа процесса оценивания государственной политики в данной области, в частности селекции показателей ее качества. Делается вывод о том, что в целях совершенствования государственного управления физическим воспитанием студентов и повышения эффективности соответствующей государственной политики необходимо принятие комплекса мер. Среди них, во-первых, это обеспечение взаимно однозначного соответствия цели физического воспитания студентов у государства и у профессорско-преподавательского состава вуза, отвечающего за реализацию дисциплины «Физическая культура». Во-вторых, разработка современных интегральных валидных показателей качества реализации физического воспитания в вузах одновременно с соответствующей методологией их оценивания. Наконец, в-третьих, это проведение регулярных мониторингов в соответствии с разработанными показателями и методологией.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, физическая культура, государственное управление, государственная политика.

Литература

  1. Аристов Л.В. Массовый студенческий спорт в современной России: взаимодействие социальных акторов: дис. … канд. соц. наук / Л.В. Аристов. – Екатеринбург, 2018.
  2. Барабашев А.Г. О совершенствовании индикативных оценок качества государственного управления / А.Г. Барабашев, А.А. Макаров, И.А. Макаров // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 2. – С. 7-38.
  3. Булавкина Т.А. Личностные конструкты в контексте теории Джона Келли / Т.А. Булавкина // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 2. – С. 33.
  4. Власов Е.А. Формирование профессионального здоровья студентов в процессе физического воспитания в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Власов. – Улан-Удэ, 2016.
  5. Жигарёва О.Г. Физическая культура и физическое воспитание в вузе. Международный опыт / О.Г. Жигарёва // ЭСГИ. – 2017. – №  4 (16). – С. 97-101.
  6. Маршаков В.А. Оценивание политик и измерение результативности: мировой опыт и российские перспективы оценивания эффективности государственного управления: Коллоквиум «Оценивание программ и политик: методология и применение»: сборник материалов / В.А. Маршаков. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – Вып. 1. – С. 182–208.
  7. Позднякова А.Э. Оценивание государственной политики и проектов как способ определения их эффективности / А.Э. Позднякова // Общество: политика, экономика, право. – 2017. – № 3. – С. 64-67.
  8. Сергеев А.В. Индикативный подход в оценивании государственной политики Российской Федерации в сфере физического воспитания студентов / А.В. Сергеев  // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. – 2019. – № 4. – С. 105–119.
  9. Сергеев А.В. Мировоззренческая платформа экспертного сообщества в сфере формирования физической культуры студентов и государственная политика РФ: сравнительный анализ / А.В. Сергеев // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 96–98.
  10. Сулакшин С.С. Современная государственная политика и управление: курс лекций / С.С. Сулакшин. – М.: Директ-Медиа, 2013. – С. 224-225.
  11. Якунин В.И. Качество и успешность государственных политик и управления: Серия «Политическая аксиология» / В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян и др. – М.: Научный эксперт, 2012. – С. 7.