Особенности физического состояния курсантов в начальном периоде обучения в вузе

Доктор медицинских наук, доцент В.П. Ганапольский1
Кандидат биологических наук М.К. Ржепецкая1
Ассистент Т.В. Бевза2
Ассистент А.А. Окунева2
Ассистент О.М. Хайковская2
1Военно-медицинская академия им. C.М. Кирова, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Цель исследования – оценить особенности физического развития и физической подготовленности курсантов начальных курсов, имевших спортивные достижения до поступления в высшее военное учебное заведение.
Методика и организация исследования. В течение двух лет оценивались физическая подготовленность и физическое развитие 203 курсантов во время обучения на 1-м и 2-м курсах. Физическая подготовленность оценивалась согласно «Наставлению по физической подготовке». Физическое развитие определялось по мышечной, жировой и костной составляющим, функциональному состоянию кардиореспираторной системы и резервным возможностям организма курсантов.
Результаты исследования и выводы. Курсантов, успешно занимавшихся спортом (наличие разряда кандидата в мастера спорта и взрослых разрядов), оказалось 28 % от общего количества. Представлена сравнительная характеристика курсантов, имевших и не имевших спортивных достижений до поступления в ввуз, при обучении на 1-м и 2-м курсах. Показано, что скоростные качества, выносливость, функциональные резервы курсантов со спортивными достижениями статистически значимо превосходят остальных на 1-м и 2-м курсах обучения в пределах 10 %, несмотря на резкое изменение структуры деятельности при поступлении в ввуз и сокращение времени, уделяемого спорту. Курсанты, успешно занимавшиеся спортом до поступления в ввуз, по сравнению с остальными обладали лучшими скоростными качествами, выносливостью, имели более высокие физиологические резервы. Эти особенности физической подготовленности и физического развития курсантов в дальнейшем могут давать преимущества при нахождении в различных неблагоприятных условиях и способствовать эффективности военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: курсанты, физическая подготовленность, физическое развитие, антропометрия, функциональные резервы.

Литература

  1. Брук Т.М. Корреляционная матрица выявления информативных показателей оценки функционального состояния, анаэробной работоспособности и физической подготовленности высококвалифицированных спортсменов / Т.М. Брук, П.А. Терехов, А.А. Николаев // Вестник Росс. Воен.-мед. акад. – 2018. – № 2 (62). – С. 154-159.
  2. Варзин С.А. Сравнительная оценка личностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших курсов / С.А. Варзин, О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 7. – С. 20-22.
  3. Ендальцев Б.В. Адаптация нового пополнения к военной службе и профессиональной деятельности средствами физической подготовки / Б.В. Ендальцев. // Теория и методика физической подготовки. – СПб.: ВИФК. – 1994. – № 1. – С. 136-147.
  4. Ендальцев Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных условиях / Б.В. Ендальцев. – СПб.: МО РФ. 2008. – 198 с.
  5. Зюрин Э.А. Анализ физической подготовленности студентов-первокурсников как компонента успешности освоения профессии и формирования ЗОЖ / Э.А. Зюрин, В.А. Куренцов. – URL: http://oreluniver.ru/file/science/confs/2015/sport/publ/Zyurin.pdf (Дата обращения 24.11.2018) – Текст: электронный.
  6. Кораблев В.В. Влияние уровня физической подготовленности на самочувствие и умственную работоспособность военнослужащих / В.В. Кораблев, В.Н. Хламов, А.А. Частихин // Военная мысль. – 2009. – № 9. – С. 62-66.
  7. Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах (НФП-2009). – М.: РИЦ ГШ ВС РФ. 2009. – 200 с.
  8. Щеголев В.А. Становление и развитие теории специальной направленности физической подготовки военнослужащих / В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, В.А. Собина и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 8. – С. 9-11, 5.