Оптимизация предэкзаменационного состояния студентов средствами физической культуры

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Демеш1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова2
Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Устинова3
В.Г. Кривощеков4
1Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург
3Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
4Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Военный институт (инженерно-технический) филиал, Санкт-Петербург

Цель исследования – обосновать эффективность внедрения в учебный процесс педагогической модели оптимизации предэкзаменационного состояния средствами физической культуры.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 126 студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. Каждый из вузов провел выборку и разделил своих обучающихся на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Успешность применения педагогической модели оптимизации предэкзаменационного состояния оценивалась по результатам экзаменационной сессии.
Результаты исследования и выводы. Использование дистанционных форм обучения и специализированного мобильного программного обеспечения максимально индивидуализирует выбор разнообразных средств и методов физической культуры для организации самостоятельных занятий в условиях самоизоляции, что способствует изменению результатов экзаменационной сессии в лучшую сторону. В психологически не простых сложившихся условиях дистанционного обучения включение в режим дня разно интенсивных аэробных упражнений, комплексов современных фитнес-технологий и дыхательных практик, состоящих из нескольких цик­лов, в большинстве случаев позволило не повысить, а у многих обучающихся даже снизить уровень тревожности в предэкзаменационный период.

Ключевые слова: студенты, экзаменационная сессия, упражнения, физическая культура, модель оптимизации, предэкзаменационное состояние.

Литература

  1. Афанасьева И.А. Коррекция уровня тревожности у первокурсников средствами физической культуры / И.А. Афанасьева, И.Г. Виноградов, А.В. Токарева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 6 (148). – С. 20-23.
  2. Ефимова-Комарова Л.Б. Физическая культура. Практикум по самоконтролю: учеб. пособие / Л.Б. Ефимова-Комарова, В.Ю. Ефимов-Комаров, А.В. Токарева. – СПб., 2016. – 74 с.
  3. Лобанов Ю.Я. Использование элементов дистанционного обучения в процессе освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» / Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 12 (166). – С. 144-148.
  4. Токарева А.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии /А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 12-15.
  5. Ярчиковская Л.В. Управление предэкзаменационным состоянием студенток средствами и методами физического воспитания / Л.В. Ярчиковская, А.В. Шаронова, О.Н. Устинова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 6. – С. 29-31.