Физическое и функциональное состояние младших школьников в современных условиях образовательной среды

Доктор социологических наук, профессор А.Э. Страдзе1
Доктор биологических наук, доцент В.Н. Пушкина1, 2
Кандидат педагогических наук Е.А. Лубышев1, 3
Кандидат биологических наук, доцент С.Ю. Размахова3
1Московский городской педагогический университет, Москва
2Институт возрастной физиологии РАО, Москва
3Российский университет дружбы народов, Москва

Цель исследования – оценить физическое и функциональное состояние младших школьников 9-10 лет.
Методика и организация исследования. Исследование проводили с участием здоровых детей 9-10 лет, обучающихся в образовательном учреждении г. Москвы, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой (n=90). Средний возраст мальчиков – 9,38±0,08 года (n=45), девочек – 9,18±0,05 года (n=45).
Комплекс контрольных упражнений состоял из показателей, характеризующих уровень развития кондиционных и координационных двигательных способностей. Определяли функциональные показатели. Также была осуществлена градация всех обучающихся по уровню физической готовности по всем двигательным тестам и уровню функциональной готовности.
Результаты исследования и выводы. В ходе проведенного исследования установлено, что у младших школьников 9-10 лет наблюдаются половые различия в уровне физической подготовленности – мальчики показывают более высокий уровень в скоростно-силовых и силовых моторных тестах, в тестах на силовую и общую выносливость. Согласно градации по 5-балльной оценочной системе физическая готовность 65,1% мальчиков находится на высоком уровне (10,8%) и выше среднего (54,3%). 21,7% мальчиков зафиксирован средний уровень физической готовности, у 10,8% данный показатель ниже среднего и у 2,2% – низкий. У мальчиков выше результат в тесте «Индекс Шаповаловой». Девочки имеют более высокий результат в тесте на оценку гибкости, физическая готовность 59% девочек находится в пределах «высокая» (18,1%) и «выше среднего» (40,9%). Оценка «средняя» определена у 25% детей, «ниже среднего» – у 11,4%, «низкая» – у 4,5%.

Ключевые слова: младший школьный возраст, функциональное состояние, физическая подготовленность, половые различия.

Литература

  1. Криволапчук И.А. Функциональное развитие дошкольников 5-6 лет: Сообщение Ӏ. Двигательная подготовленность и физическая активность / И.А. Криволапчук, С.А. Кисель, М.Б. Чернова и др. // Новые исследования. – 2020. – № 4. – С. 122-130.
  2. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформированном обществе / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов // Российский педиатрический журнал. – 2017. – Т. 20. – № 3. – С. 161-165.
  3. Макарова Л.В. Особенности учебной, внеучебной нагрузки и режима дня учащихся пятых классов московской школы / Л.В. Макарова, Г.Н. Лукьянец, Т.М. Параничева и др. // Новые исследования. – 2020. – № 3. – С. 81-92.
  4. Макеева А.Г. Использование онлайн-технологий для вовлечения младших школьников в здоровый образ жизни / А.Г. Макеева // Новые исследования. – 2020. – № 4. – С. 93-99.
  5. Пушкина В.Н. Персонифицирование образовательной среды по предмету «Физическая культура» в школе с использованием цифрового контента / В.Н. Пушкина, И.Н. Гернет, Е.Ю. Федорова // Альманах «Новые исследования». – 2020. – № 1. – С. 81-84.
  6. Пушкина В.Н. Состояние системы внешнего дыхания у юношей, проживающих в разных регионах России / В.Н. Пушкина, И.Н. Гернет, Н.В. Оляшев и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 4. – С. 17-19.
  7. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 472 c.