Гетерохронность развития игрового потенциала юных хоккеистов в тренировочной и соревновательной деятельности

Соискатель Е.А. Ястребова1
Доктор педагогических наук, доцент Т.К. Ким2
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко2
1Республиканская специализированная спортивная школа по футболу Республики Саха (Якутия), Нерюнгри
2Московский педагогический государственный университет, Москва

Цель исследования – выявить и охарактеризовать компоненты игрового потенциала хоккеистов 8-9 лет с учетом особенностей его гетерохронного развития в условиях преемственной сопряженности тренировочной и соревновательной деятельности.
Методика и организация исследования. В статье представлены исследовательские данные об особенностях гетерохронного развития компонентов игрового потенциала в тренировочной и соревновательной деятельности хоккеистов 8-9 лет, занимающихся в Ледовом дворце «Эллей Боотур» г. Якутска.
Результаты исследования и выводы. Выявлены факторы, характеризующие компоненты игрового потенциала юных спортсменов, такие как: наличие опыта реализации технико-тактических действий с установкой на доминирование над соперником в игровой ситуации при положительной оценке деятельности; уровень технико-тактической подготовленности, сформированность соревновательно значимых способностей и личностных качеств; акмеологическая позиция личности на максимальную самореализацию в игровых ситуациях вне зависимости от текущего результата; своевременная реализация творческого, комбинаторного, логического, оперативного игрового мышления в индивидуальной и командной деятельности, быстродействие в изменяющихся ситуациях и создание моментов игрового преимущества над соперником. Содержательно выделены базовые личностно-психические характеристики игрового потенциала. Дальнейшая кластеризация выделенных структурных единиц позволила охарактеризовать последовательно развивающиеся зоны педагогического внимания и требуемой методической поддержки тренировочного процесса с учетом множественности уровней интегративного усложнения тренировочных упражнений и элементов соревновательной практики, в целом очерчивающие пространство педагогических воздействий тренера как системы преемственно усложняющейся стимулирующей деятельности в 27 смысловых образованиях – установках на качественные атрибуты действий в структуре тренировочной и соревновательной деятельности юных хоккеистов.

Ключевые слова: юные хоккеисты 8-9 лет, тренировочная и соревновательная деятельность, игровой потенциал, компоненты, характеристика, развитие.

Литература

  1. Жаворонков С.С. Исследование особенностей и динамики развития скоростных способностей юных хоккеистов в возрасте 10-13 лет / С.С. Жаворонков // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2017. – № 1 (13). – С. 41–47.
  2. Кузьменко Г.А. Технология интеллектуального развития подростков в детско-юношеском спорте: монография / Г.А. Кузьменко. – М.: МПГУ, 2017. – 460 с.
  3. Напалков К.С. Использование подвижных игр для оценки применения физического и технического потенциала в соревновательной деятельности юных хоккеистов 5–6 лет / К.С. Напалков // В сборнике: Студенческая наука. Матер. межрегион. науч. конф. – 2019. – С. 95–97.
  4. Попурей А.А. Оценка скоростных и реагирующих способностей хоккеистов 11–12 лет разного игрового амплуа / А.А. Попурей, С.О. Булышев // Научные труды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. – 2015. – № 1. – С. 63–66.
  5. Романова Н.Н. Особенности лабильности мышления юных хоккеистов / Н.Н. Романова, И.И. Карпухин // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития хоккея с шайбой и формирование компетенций тренеров в условиях реализации НППХ «Красная машина». Матер. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – 2020. – С. 120–123.
  6. Ястребова Е.А. Категориальные характеристики игрового потенциала юных хоккеистов 8–9 лет в учебно-тренировочной деятельности / Е.А. Ястребова // В сборнике: Инновации и традиции в современном физкультурном образовании. Матер. межвуз. науч.-практ. конференции с междунар. участием / Составитель Т.К. Ким. – 2020. – С. 213–219.