Новые подходы к построению технологии обучения двигательным действиям

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Эльмурзаев
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Ключевые понятия: технология, ознакомление с движением, разучивание движения, автоматизация движения, совершенствование движения, умения высшего уровня.

Проблемная ситуация. Общепризнано, что обучение двигательным действиям (ДД) представлено тремя этапами. Каждый из них обеспечивает решение задач по подбору условий, методов и технологий обучения движениям.
Основными этапами обучения ДД принято считать: начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и развитие движений.

  • 1‑й этап нацелен на обучение основам техники движений. Задачи этапа: создать смысловой и зрительный образ ДД и представление о способе его выполнения; научить элементам техники, общему ритму движений; предупредить или устранить возникающие ошибки.
  • Цель 2‑го этапа – формирование умения выполнять ДД согласно техническим требованиям. Задачи этапа: обеспечить осознание законов движений; уточнить параметры техники движений с учетом индивидуальности обучаемого; привить ритм движений; создать предпосылки для вариативности движений.
  • 3‑й этап нацелен на преобразование двигательного умения в навык. Задачи этапа: автоматизация ДД; индивидуализация техники ДД; обеспечение вариативности ДД с учетом условий его выполнения [10].

Достоинство такого подхода к обучению ДД – четкая структура обучения. Его недостатки: название и содержание 1‑го этапа усложняют оценку его завершения и возможности перехода ко 2‑му этапу (объединены ознакомление и первичное разучивание); обучение не нацелено на формирование соответствующей компетенции.

 

Литература

  1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н.А. Бернштейн / под ред. В.П. Зинченко. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 608 с.
  2. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 288 с.
  3. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник, 2-е изд., стереотип / Ю.Д. Железняк и др. – М.: «Академия», 2004. – 520 с.
  4. Завьялов Д.А. Теория ключевой двигательной компетенции / Д.А. Завьялов // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 12. – С. 2–4.
  5. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: учеб. пособие. – М.: Просвещение,1983. – 223 с.
  6. Пегов В.А. От анализа к синтезу / В.А. Пегов // Теория и практика физ. культуры. – 1989. –  № 10. – С. 42–45.
  7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.
  8. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возраст­ная: учебник, изд. 2-е, испр. и доп. / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Олимпия Пресс, 2008. – 528 с.
  9. Теория и организация физической подготовки войск: учебник для курсантов ВИФК, 6-е изд. / под ред. В.В. Миронова. – СПб.: ВИФК, 2006. – 594 с.
  10. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.
  11.  Чейз, Ричард. Производственный и операционный менеджмент. 10-е изд. (+CD) / Ричард Б. Чейз, Ф. Роберт Джейкобз, Николас Дж. Ак. – Вильямс, 2007. 1184 с.

Информация для связи с автором: Panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 01.12.2013 г.