Концепция физического воспитания в вузе: необходимые и достаточные условия реализации

Фотографии: 

ˑ: 

Заслуженный тренер России А.А. Скороходов
О.В. Костромин
Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Руденко
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Доктор педагогических наук, профессор
Е.Ф. Орехов
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: спортизация, концепция, физическое воспитание, спортивный клуб вуза.

В начале 90‑х гг. ХХ века В. К. Бальсевичем и Л. И. Лубышевой была высказана идея широкого привлечения средств спорта к процессу обязательного физического воспитания. Суть идеи заключается в адаптировании спортивных технологий к повышению эффективности школьного физического воспитания [1–5]. Разработанная авторами концепция спортизации физического воспитания в первую очередь ориентирована на физическое воспитание в школе, однако очевидно, что она приемлема и для других образовательных учреждений – вузов и техникумов.
Как любая педагогическая технология, в том числе и спортивная, она «представлена» тремя аспектами:

  • научным: педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  • процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств» [7].

Цель исследования – выявление необходимых и достаточных условий для реализации концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе.

Результаты исследования и их обсуждение. Правильно организованный и проведенный авторами концепции спортизации педагогический эксперимент подтверждает «уникальные возможности спортивно ориентированного физического воспитания для формирования и укрепления … физического и нравственного здоровья на основе роста уровня … физкультурной образованности, воспитания культуры жизнедеятельности, успешной социализации» [3, с. 57].

Литература

  1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 23-25.
  2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич //Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 4. –С. 21-26, 39-40.
  3. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // ИВ ОСДЮСШОР «СПОРТВЕСТ». – 2007. – № 4. – С. 54-57.
  4. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 4. – С. 11-13.
  5. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 3. – С. 11-14.
  6. Руденко Г.В. Индивидуализация профессионально-прикладной физической подготовки к деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья (на примере горно-геологических специальностей): автореф. дис. … докт. пед. наук / Г.В. Руденко. – СПб., 2013. – 44 с.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Информация для связи с автором: Panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 01.12.2013 г.