Мотивация студентов вузов в сфере физической культуры и спорта

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук А.А. Кабанов
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Ключевые слова: студенты, мотивация, организация занятий, модель поведения.

Введение. в России 2013 год был декларирован переломным в отношении к студенческому спорту. В то же время научно-технический прогресс, являясь одной из причин гиподинамии, требует от будущих специалистов высокой квалификации и большой трудоспособности. Студенты, особенно на начальном этапе обучения, являются наиболее уязвимой частью молодежи, т. к. сталкиваются с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении.

Многочисленные исследования показывают, что физкультурно-спортивная активность у молодежи сегодня явно недостаточна [2, 3, 5–7, 12, 13, 15 и др.]. В связи с этим огромное значение и актуальность приобретают изучение интересов и потребностей современной молодежи в сфере физической культуры и спорта, разработка методов мотивационного стимулирования их двигательной активности.

Цель исследования– изучение методов стимулирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Результаты исследования и их обсуждение. На формирование мотивационной структуры личности студента как предметного воплощения его внутреннего выбора, непосредственно влияет система ценностей, а значит, и то, на основе чего она формируется: мода, социальное окружение, воспитание и т. д., т. е. тех ценностей, которые предлагает человеку общество [1, 6, 12, 9].

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2 ч. Ч. 1. / Б.Г. Ананьев. – М.,  1980. – 232 с.
  2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 5. – C. 5-12.
  3. Башкин В.М. Пути совершенствования физического воспитания студентов в высших учебных заведениях / В.М. Башкин, А.А. Кабанов // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – Т. 7, ч. 1. – СПб., 2012. – 500 с.
  4. Бердичевский Ю.И. Особенности ценностных ориентаций спортсменов / Ю.И. Бердичевский, Г.И. Минц // Спорт в современном обществе: сб. науч. тр. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – C. 36-38.
  5. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов. – М.: Мысль, 1990. – C. 15-18.
  6. Галкин Ю.П. Коэффициент активности / Ю.П. Галкин. – Смоленск, 1990. – C. 35-49.
  7. Жолдак В.И. Декларативное и реальное отношение к спорту / В.И. Жолдак // Теория и практика физ. культуры. – 1973. – № 3. – С. 141-144.
  8. Кабанов А.А. Мини-водное поло – новое средство физического развития студентов // Физическая культура студентов: матер. 57-й межвузо. научно-метод. конф. по физическому воспитанию студентов вузов Санкт-Петербурга / под ред. к.п.н., проф. С.С. Крючека. – СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 2008. – 360 с.
  9. Кабанов А.А. О явлении «киберспорт» и его практическом применении в развитии физической культуры и спорта в вузе / А.А. Кабанов, В.Ю. Кабанов //XXXVIII Неделя науки СПбГПУ: матер. Всерос. межвуз. научно-техн. конф. студентов, аспирантов и соискателей. Физическая культура, спорт и здоровье студентов. – Ч. IX / под общ. ред. проф. Л.М. Волковой. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. – 130 с.
  10. Кабанов А.А. Применение информатики в педагогике на примере тестирования спортсменов / А.А. Кабанов, В.Ю. Кабанов //ХХХVII Неделя науки СПбГПУ: матер. Всерос. межвуз. научно-техн. конф. студентов, аспирантов и соискателей. – Ч. ХIII / под общ. ред. проф. Л.М. Волковой. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. – 94 с.
  11. Кабанов А.А. Решение методических вопросов при организации учебного процесса студентов вуза средствами мини-водного поло / А.А. Кабанов // Физическая культура студентов: матер. 61-й С.-Петербургской межвуз. научно-практ. конф. по физическому воспитанию студентов вузов России, посвященной 55-летию студенческого спортивного движения «Буревестник»/ под ред. к.п.н., проф. С.С. Крючека. – СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2012. – 288 с.
  12. Козлов А.А. Ценностный мир современного студенчества / А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич. – М., 1992. – 40 с.
  13. Пономарев Н.И. Некоторые аспекты формирования положительного отношения человека к физической культуре / Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин // Теория и практика физ. культуры. – 1993. – № 9-10. – C.9-10.
  14. Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для ИФК / А.Ц. Пуни. – М., 1979. – С.117.
  15. Селецкая Т.Г. Исследование мотивов, побуждающих студенток заниматься физической культурой и спортом / Т.Г. Селецкая // Современные проблемы физической культурой и спорта: матер. VIII науч. конф. молодых ученых Дальнего Востока. – Хабаровск: ДВГАФКС, 2005. – C. 158-159.

Информация для связи с автором: Panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 01.12.2013 г.