Моделирование индивидуальной образовательной траектории студентов вуза на основе компетентностного подхода

Фотографии: 

ˑ: 

А.А. Гладышев, Е.И. Митрофанов
Аспиранты
А.А. Клетнева
Кандидат педагогических наук, доцент
Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, компетентностный подход, профессиональные компетенции, алгоритм построения, моделирование методического сопровождения учебного процесса, учебные модули, индикаторы компетенций.

Моделирование индивидуальной образовательной траектории студентов в современных российских вузах сталкивается с проблемой нормативного обеспечения учебного процесса. Поэтому на сегодняшний день в полной мере смоделировать индивидуальный процесс обучения с учетом всех пожеланий студента невозможно, поскольку по-прежнему превалирует групповое обучение по единому учебному плану, индивидуальные видовые специализации не предусмотрены [2]. Однако в системе дополнительного образования этот подход вполне осуществим.

Как правило, программы дополнительного образования изначально ориентированы на повышение конкурентоспособности студентов путем получения дополнительной профессиональной подготовки (переподготовки). Современные потребности работодателей представлены в форме сформированных пакетов компетенций, очерчивающих все уровни знаний, умений, способностей и личностных качеств будущих работников. Соответственно программы дополнительного образования должны учитывать интересы работодателей и способствовать формированию не столько базовых, сколько узкопрофессиональных компетенций, представляющих профессиональный портрет компетентного специалиста.

Переход к компетентностному подходу в обучении обусловил необходимость, как в разработке алгоритма построения индивидуальной образовательной траектории студентов на основе компетентностного подхода, так и необходимость перехода к новым моделям методического обеспечения учебного процесса в направлении сферы профессиональных интересов.
Цель исследования – разработать алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории студентов и раскрыть содержание компонентов этого алгоритма.

Литература

  1. Вербицкий А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. – М.: Логос, 2011. – 288 с.
  2. Клетнева А.А. Здоровьесберегающий компонент в индивидуальной образовательной траектории бакалавров физической культуры / А.А. Клетнева, С.А. Давыдова, А.А. Гладышев // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: Материалы III Междунар. науч. конгресса / под ред. В.К. Пельменева; БФУ им И. Канта. – Калининград, 2013. – С. 127-129.
  3. Клетнева А.А. Элементы технологии оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры и спорта /А.А. Клетнева, С.А. Давыдова, А.А. Гладышев  // Современные образовательные технологии и методы обучения в контексте реализации требований ФГОС ВПО и нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Материалы метод. семинара-конф. (Нижневартовск, 28 октября 2013 года) / Отв. ред. В.И. Гребенюков, Г.А. Петрова [Электронный ресурс]. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 251 с. – С. 128-135.
  4. Клетнева А.А. Содержание блока профессиональных компетенций физкультурно-спортивного профиля на примере специалистов в сфере фитнеса / А.А. Клетнева, А.А. Гладышев, Е.И. Митрофанов // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: Материалы ХII Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием. – Сургут: РИО СурГУ, 2013. – С. 63-68.
  5. Митрофанов Е.И. Инновационная модель организации и методического сопровождения учебного процесса студентов-спортсменов в условиях вуза / Е.И. Митрофанов // Теория и практика физ. культуры. 2012. – № 9. – С. 80.
  6. Сафонова Г.В. О проблемах проектирования образовательных программ нового поколения на основе компетентностного подхода / Г.В. Сафонова, В.Г. Тютюков // Научно-педагогический интернет-журнал. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
  7. Чемеков В.П. Диагностика компетенций в системе оценки персонала / В.П. Чемеков // КАДРОВИК.РУ. 2011. – № 4. 

Информация для связи с автором:
kaa_03@mail.ru
Поступила в редакцию 22.11.2013 г.