Мотивация студентов к сдаче норм комплекса ГТО на основе занятий по физической культуре

Кандидат педагогических наук, профессор А.Ю. Титлов1
А.О. Рябченко2
1Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Московская область
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – выявить основные мотивы здоровьесбережения, формирующие положительное отношение студентов к сдаче нормативов комплекса ГТО.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе ГСГУ городского округа Коломна Московской области. В исследовании рес­пондентами выступали студенты 1-2-го курсов ГСГУ. Для проведения анкетирования применялся диагностический инструментарий, представляющий собой автономную версию электронной анкеты, разработанной Министерством спорта Российской Федерации в рамках социологического исследования – опроса населения относительно развития ФК и спорта и внедрения комплекса ГТО. Анкета состояла из двух вспомогательных информативных блоков с вопросами по ЗОЖ [1, 2], четыре полноценных информативных блока по ЗОЖ [3-6] и информативный блок «Что для Вас значит ГТО» [7].
Результаты исследования и выводы. Большинство студентов имеют положительное отношение к введению комплекса ГТО. Центральными мотивами в физкультурно-оздоровительной деятельности студентов выступали: самостоятельное получение навыков по средствам физической культуры, подготовка к сдаче норм ГТО, полагаясь на качественные рекомендации преподавателей, которые будут способствовать формированию потребности дальнейшего физического совершенствования. В то же время содержание мотивов, побуждающих студенческую молодежь к выполнению нормативов ВФСК ГТО, нельзя считать благоприятной основой для формирования мотивации. Формируя мотивацию студентов к сдаче норм ГТО, мы видим, что она способствует ценностной ориентации на активный и здоровый стиль жизни, на разностороннее и гармоничное развитие личности. Таким образом, программа физического воспитания для студентов вузов, основанная на ВФСК ГТО, способствует формированию активно положительного отношения студентов к физической культуре и спорту, повышению их физической подготовленности и результативности в сдаче нормативов ГТО.

Ключевые слова: студенты, здоровый образ жизни, мотивация, физическая культура, ГТО.

Литература

  1. Баканов М.В. Основные проблемы качественного об-разования при подготовке студентов факультетов физической культуры. / М.В. Баканов, А.Ю. Титлов, А.А. Нагин // В сбор-нике: Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 10-18.
  2. Виноградов П.А. Изучение отношения различных групп населения к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социо-логического исследования) / П.А. Виноградов, Ю.В. Окунь-ков // Вестник спортивной науки. – 2015. – № 3. – С. 38-42.
  3. Герега Н.Н. Отношение студентов педагогического вуза к занятиям физической культурой и внедрению комплек-са ГТО / Н.Н. Герега // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2017. – Т. 2. – № 4. – С. 119-122.
  4. Минкин А.В. Мобильные устройства и приложения в организации приема нормативов Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса ГТО / А.В. Минкин, А.В. Костин, Н.Н. Костина // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 8. – С. 34-36.
  5. Новокрещенов В.В. Система оценки уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта в программе летних фестивалей комплекса ГТО / В.В. Новокрещенов // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 12. – С. 23-26.
  6. Титлов А.Ю. Инновационное развитие студенческого спорта / А.Ю. Титлов, М.В. Баканов // В сб.: Актуальные проблемы профессиональной и учебно-профессиональной деятельности Материалы Всероссийской научно-практической конференции: сборник научных статей. редакторы: А.И. Сафронов, А.А. Зуйкова. – 2015. С. 131-133.