Совершенствование психологической подготовки спортсменок в условиях тренировочного процесса по художественной гимнастике

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Т.А. Мартиросова1
Доцент Н.П. Трофимова1
Е.Д. Кондрашова1
1Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, Красноярск

Цель исследования – разработать условия совершенствования психологической подготовки спортсменок на примере учебно-тренировочного процесса по художественной гимнастике.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на кафедре физической культуры и валеологии СибГУ им. М.Ф. Решетнева на базе спортивных клубов по художественной гимнастике «Грация» и «Азбука спорта» в группах спортивного совершенствования. Психологическая готовность гимнасток к соревнованиям формировалась в учебно-тренировочном процессе на протяжении всего периода занятий.
Результаты исследования и выводы. В представленном исследовании в качестве первого условия совершенствования психологической подготовки гимнасток предложена разработка психологической характеристики спортсменок путем анкетирования их индивидуальных особенностей на основе спортивных результатов и внесения полученных данных в психологический дневник.
Вторым необходимым условием совершенствования психологической подготовки гимнасток являлось изучение темперамента и его свойств, личностной и реактивной тревожности, т.е. индивидуальные типологические свойства нервной системы по психологическому тесту Спилбергера–Ханина – шкале реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) РХ-1 и РХ-2 [2, 7]. Третьим необходимым условием совершенствования психологической подготовки гимнасток является использование в учебно-тренировочном процессе методов психофизической саморегуляции, к которым ученые относят приёмы, основанные на мышечной активации. Разновидностями этих приёмов являются аутогенная и идеомоторная тренировки, медитация и самогипноз, психофизическая тренировка др.

Ключевые слова: художественная гимнастика, психологическая подготовка, психологическая готовность, психологические качества, психологические умения, психические процессы.

Литература

  1. Бахтигулова Л.Б. Психолого-педагогическая мастерская, как инновационная форма обучения / Л.Б. Бахтигулова // Научно-информационный журнал. – М.: Изд-во МГУЛ, 2013. – № 5 (97). – 160 с.
  2. Гогунов Е.Н. Условия психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту / Е.Н. Гогунов. – М.: Изд-во «Физическая культура», 2004. – № 3. – С. 37-39.
  3. Завьялов А.И. Спортивная тренировка (начало XXI века): монография / А.И. Завьялов, Д.Г. Миндиашвили. – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2018. – 312 с.
  4. Мартиросова Т.А. Основы учебно-тренировочного процесса по художественной гимнастике: теоретические и практические аспекты (учеб. пособие) / Т.А. Мартиросова. – Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2019. – 140 с.
  5. Никитушкин В.Г Спорт высших достижений: теория и методика: учеб. пособие / В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов. – М.: Спорт, 2018. – 320 с.
  6. Психологическая подготовка спортсменов: учебно-метод. пособие / Сост. А.М. Ахатов, И.В. Работин. – КамГАФКСиТ, 2008. – 56 с.
  7. Фомин Л.М. Методы психологического контроля в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям / Л.М. Фомин, В.П. Буевич // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 7. – С. 44-46.