Влияние случайных признаков в определении футбольного таланта

Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа1
Кандидат педагогических наук Н.И. Шагин1
Профессор К. Кромке2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2St. Augustinusschule Ettlingen, Германия

Цель исследования – на основе анализа и обобщения экспериментальных данных определить случайные признаки, выраженные в специфике рождаемости талантливых футболистов относительно сроков календарного года.
Методика и организация исследования. На основе метода интервью и техники репертуарной решетки были проведены исследования шести швейцарских тренеров молодежных команд (U14-U18) в высочайших лигах. Задачей тренеров было определить их субъективные модели и термин таланта. Исследуемые тренеры определили критерии таланта в области: личности, перцептивно-познавательных способностей, моторных способностей, физического строения, а также общественной среды, отражающие многоаспектность их личных моделей талантов. Авторы исследований предполагают, что систематическую оценку таланта можно совершать также на основе субъективных критериев тренеров.
Результаты исследования и выводы. На основе анализа исследований отмечается, что достижению успеха способствуют (в порядке значения): поддержка родителей и семьи; игровое отношение к спорту в начале карьеры; раннее направление в сторону соревновательного спорта; большая стрессоустойчивость; поддержка футбольным союзом; возможность учебы с опытными спортсменами.
Поддержка развития молодых талантов и их отбор – это необходимые условия достижения спортивных результатов высшего уровня. Поэтому предполагается, что около 15-20% талантов, рожденных в последнем квартале года, утрачивается, а игроки из первого квартала обладают шансами и перспективами приблизительно на 25% выше.
Самые большие отклонения в развитии молодых спортсменов появляются в период созревания, а физические и психические преимущества эффекта относительного возраста видны у начинающих футболистов в основном до восьми лет. С восьмого года жизни растет влияние биологического возраста из-за увеличенного производства тестостерона, роста тела и мышечной массы, а уменьшается влияние эффекта относительного возраста.
Научные исследования и тесты, проводимые в процессе идентификации таланта, подтверждают, что в течение последующих трех лет с большой вероятностью можно предположить, у кого в итоге будет больше шансов достигнуть футбольной карьеры.

Ключевые слова: футбол, идентификация, развитие таланта, признаки таланта.

Литература

  1. Губа В.П. Методология подготовки юных футболистов: учебно-метод. пособие / В.П. Губа, А. Стула. – М.: Человек, 2015. – 183 с.
  2. Губа В.П. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы: монография / В.П. Губа, А. Стула, К. Кромке. – М.: Спорт, 2017. – 269 с.
  3. Губа В.П. Теория и методика футбола: учебник / В.П. Губа, А.В. Лексаков, М.С. Полишкис и др. – М.: Спорт, 2018. – 624 с.
  4. Губа В.П. Тестирование и контроль подготовленности футболистов: монография / В.П. Губа, А. Скрипко, А. Стула. – М.: Спорт, 2016. – 169 с.
  5. Bailey R., [2018]: Talent identification in English junior-elite football an academic perspective. [w] Soccer & Society. 2018; DOI: 10.1080/14660970.2018.1432391.
  6. Christensen M.K., [2009]: An eye for talent: Talent identification and practical sense of top level soccer coaches. [w] Sociology of Sport Journal. 2009; Nr. 26, s. 365–382.
  7. Conzelmann, A., Zibung, M. R., Zuber, C., [2018]: Talente finden und fördern im Sport. [w] Ritz, A.,Thom N., (Hg.) Talent Management (S. 87-104). Wiesbaden: Springer Fachmedien; 10.1007/978-3-658-19100-9_5.
  8. Fromm E., [2004]: Den Menschen verstehen: Psychoanalyse und Ethik, 2004, Deutscher Taschenbuch Verlag.
  9. Güllich, A. [2016]: On the efficacy of talent identification and talent development programmes. [w] Baker J., Cobley S., Schorer J., Wattie N. (Eds.), Routledge Handbook of Talent Identification and Development in Sport. London: Routledge.
  10. Helsen W. F., Starkes, J. L., Van Winckel J., [1998]: The influence of relative age on success and dropout in male soccer players. [w] American Journal of Human Biology, Nr. 10, s. 791–798; https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28561412.
  11. Höner O., [2015]: Erläuterungen zu den individuellen Spielerauswertungen im Rahmen der technisch-motorischen Leistungsdiagnostik an den DFB-Stützpunkten. (Stand: Oktober 2015) [w] DFB: https://assets.dfb.de/public/. uploads/f10eecf7d57b95211501a72643b12d6166a13d2fa04163d7444a5189e959.
  12. Lames M., Augste C., [2008]: Der relative Alterseffekt – Hausaufgaben für die Verbände [w]: Talentdiagnostik und Talentprognose im Nachwuchsleistungssport. BISp-Symposium, Bonn 4./5.03.2009. Sportverlag Strauß, 95/96.
  13. Roca A., Williams A.M., Ford P.R., [2012]: Developmental activities and the acquisition of superior anticipation and decision making in soccer players [w] Journal of Sports Sciences 2012, Nr. 30, s. 1643–1652; https://doi.org/ 10.1080/02640414.2012.701761 PMID: 22769067.
  14. Romann, M., Fuchslocher J., [2014]: The need of consider relative age effects in women’s talent development process. [w] Perceptual & Motor Skills, 2014, 118(3), s. 651-662. doi:10.2466/30.10.PMS.118k24w8
  15. Skorski S., Skorski S., Faude O., Hammes D., Meyer T. [2016]: The Relative Age Effect in Elite German Youth Soccer: Implications for a Successful Career [w] International Journal of Sports Physiology and Performance, 2016, Nr.11,s. 370 -376.
  16. Stuła A., [1989]: Testy i sprawdziany stosowane w szkoleniu piłkarzy nożnych.“ AWF Poznań.