Влияние спортивных игр на формирование нравственно-волевых качеств личности старших дошкольников

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Г.А. Гущина1
Кандидат филологических наук, доцент Е.А. Торпакова1
Доктор педагогических наук, профессор А.О. Бударина1
1Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград

Цель исследования – выявить особенности влияния спортивных игр на формирование нравственно-волевых качеств личности старших дошкольников.
Методика и организация исследования. Научное исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 59 г. Калининграда» в двух старших группах детского сада – в группе № 6 (экспериментальная группа) и группе № 11 (контрольная группа). Для проведения исследования были отобраны две методики: модифицированная методика выявления уровня упорства и целеустремленности «Закрась фигуры» (Е.А. Ключникова); модифицированная методика определения уровня нравственно-волевых качеств (достижения цели и взаимопомощи) «Не намочи ног» (Э.К. Суслова). Исследование проводилось в три этапа: диагностический, формирующий и контрольный. На первом этапе научного исследования была проведена диагностика уровня сформированности нравственно-волевых качеств дошкольников. На втором этапе в рамках проектной деятельности организовано обучение старших дошкольников элементам спортивных игр (пионербол, волейбол).
Результаты исследования и выводы. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику в формировании волевых качеств участников экспериментальной группы: упорство и целеустремленность, в развитии нравственных качеств (доброта и взаимопомощь). При этом следует отметить, что при выполнении задания в соответствии с методикой Е.А. Ключниковой все дети демонстрировали упорство, аккуратность и старательность, прослеживалось понимание поставленных педагогом задач.

Ключевые слова: спортивные игры, нравственно-волевые качества личности, старшие дошкольники.

Литература

  1. Аблитарова А.Р. Организация спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста / А.Р. Аблитарова, Ф.А. Сейтибрамова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Международной научной конференции (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 175-177.
  2. Бейгель О.А. Спортивные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста / О.А. Бейгель, А.В. Быков // Символ науки. – 2016. – № 11-2. – С. 93-94.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во «Институт Практической Психологии», 1997. – 352 с.
  4. Лубышев Е.А. Спортивные и подвижные игры в оптимизации спортивно-силовой подготовки юных спортсменов / Е.А. Лубышев, А.В. Титовский, И.М. Бодров и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 9. – С. 21-23.
  5. Kielhofner G. Model of Human Motivation. 3rd ed. Lippincott Williams & Wilkins, 2016. 251 p.