Влияние спортивных игр на формирование нравственно-волевых качеств личности старших дошкольников

Доктор педагогических наук, профессор Г.А. Гущина1
Кандидат филологических наук, доцент Е.А. Торпакова1
Доктор педагогических наук, профессор А.О. Бударина1
1Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград

Цель исследования – выявить особенности влияния спортивных игр на формирование нравственно-волевых качеств личности старших дошкольников.
Методика и организация исследования. Научное исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 59 г. Калининграда» в двух старших группах детского сада – в группе № 6 (экспериментальная группа) и группе № 11 (контрольная группа). Для проведения исследования были отобраны две методики: модифицированная методика выявления уровня упорства и целеустремленности «Закрась фигуры» (Е.А. Ключникова); модифицированная методика определения уровня нравственно-волевых качеств (достижения цели и взаимопомощи) «Не намочи ног» (Э.К. Суслова). Исследование проводилось в три этапа: диагностический, формирующий и контрольный. На первом этапе научного исследования была проведена диагностика уровня сформированности нравственно-волевых качеств дошкольников. На втором этапе в рамках проектной деятельности организовано обучение старших дошкольников элементам спортивных игр (пионербол, волейбол).
Результаты исследования и выводы. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику в формировании волевых качеств участников экспериментальной группы: упорство и целеустремленность, в развитии нравственных качеств (доброта и взаимопомощь). При этом следует отметить, что при выполнении задания в соответствии с методикой Е.А. Ключниковой все дети демонстрировали упорство, аккуратность и старательность, прослеживалось понимание поставленных педагогом задач.

Ключевые слова: спортивные игры, нравственно-волевые качества личности, старшие дошкольники.

Литература

  1. Аблитарова А.Р. Организация спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста / А.Р. Аблитарова, Ф.А. Сейтибрамова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Международной научной конференции (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 175-177.
  2. Бейгель О.А. Спортивные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста / О.А. Бейгель, А.В. Быков // Символ науки. – 2016. – № 11-2. – С. 93-94.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во «Институт Практической Психологии», 1997. – 352 с.
  4. Лубышев Е.А. Спортивные и подвижные игры в оптимизации спортивно-силовой подготовки юных спортсменов / Е.А. Лубышев, А.В. Титовский, И.М. Бодров и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 9. – С. 21-23.
  5. Kielhofner G. Model of Human Motivation. 3rd ed. Lippincott Williams & Wilkins, 2016. 251 p.