Категория прекрасного как свойство проявления красоты в спорте

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Ульяновский государственный педагогический университет им И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – обоснование значимости категории прекрасного как свойства проявления красоты в спорте в контексте повышения исполнительского мастерства в спортивной аэробике.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 42 квалифицированные гимнастки (II р., I р. и КМС), занимающиеся спортивной аэробикой. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 21 спортсменки. Занятия в КГ проводились на основе общепринятой методики спортивной подготовки гимнастов, в ЭГ использовалась разработанная нами методика формирования чувства красоты на основе повышения общей, двигательной и музыкальной культуры, ориентированной на воспитание морально-волевых и нравственных качеств.
Результаты исследования и выводы. В ходе педагогического эксперимента были получены данные, показавшие, что в ЭГ уровень технической, артистической и физической подготовленности был существенно выше, чем в КГ. Сформированность чувства красоты в избранном виде спорта способствовала осознанию необходимости целенаправленной работы по повышению уровня дисциплинированности и личной ответственности за собственные спортивные достижения, а также совершенствованию духовно-нравственных качеств. В статье рассматривается необходимость комплексного подхода к выявлению и оценке прекрасного в спорте, которое невозможно без достижения определенного уровня культуры, главная цель которой состоит в воспитании нравственного отношения и взаимодействия с окружающими людьми, природой; усвоении навыков управления психическими и физиологическими процессами в организма, определяющими действия и поступки спортсмена, манеру его поведения, культуру речи.
Формирование чувства прекрасного в спорте основано на показателях общей культуры, понимании связи спортивной деятельности с определенными видами искусства, реализацией творческого потенциала, уровнем духовно-нравственного развития – важными составляющими чувства красоты в окружающем мире.

Ключевые слова: спорт, проявления прекрасного, педагогический эксперимент.

Литература

  1. Анисимова Е.А. Повышение эффективности технической подготовки квалифицированных бегуний на 400 м на основе рационального взаимодействия с опорой: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.А. Анисимова. – Набережные Челны, 2011. – 21 с.
  2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 7. – С. 37-41.
  3. Бальсевич В.К. Перспективы освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Межвузовский сборник научных трудов «Принципы индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи». – Тула, 2012. – С. 3-10.
  4. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 3. – С. 7-16.
  5. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 10-15.
  6. Манжелей И.В. Педагогический потенциал физкультурно-оздоровительной среды / И.В. Манжелей // Физическая культура. – 2010. – № 4. – С. 2-4.
  7. Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры и спорта», 2004. – 249 с., ил.
  8. Назаренко Л.Д. Воспитание в спорте / Л.Д Назаренко, Е.А. Анисимова. – М.: Теория и практика физической культуры, 2015. – 92 с.