Формирование ценностей здоровья будущих педагогов средствами физкультурно-оздоровительной деятельности

Доктор педагогических наук, профессор М.А. Якунчев1
Доктор педагогических наук, профессор Л.П. Карпушина1
Аспирант О.Н. Карабанова1
1Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, Саранск

Цель исследования – выявить направления формирования ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Методика и организация исследования. Работа осуществлялась на базе Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева (МГПУ). В исследовании использовались методы теоретического анализа в процессе изучения научно-методической литературы, анализа, наблюдения, сравнения и синтеза.
Результаты исследования и выводы. К основным направлениям решения проблемы формирования ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности авторы относят следующие:
у будущих педагогов должна быть сформирована система знаний об организме человека, влияющих на его состояние, о факторах, ценностях здоровья, умений по пониманию состояния своего здоровья и здоровья других людей;
в вузе в полной мере должна реализовываться национальная культура сохранения здоровья. При изучении учебного материала необходимо в канву его содержания включать сведения и факты о характеристике здорового человека в культуре различных этносов;
для оптимального формирования ценностей здоровья важно, чтобы будущие педагоги опирались на следующие постулаты: понимания ценности здоровья человека, осмысления роли здоровья с позиций пользы для себя, семьи, общества и воспроизводства здорового потомства и др.;
большое значение имеет выполнение здоровьесберегающих проек­тов, в ходе которых осуществляется познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, практико-ориентированная педагогическая деятельность.

Ключевые слова: ценности здоровья, будущие педагоги, здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительная деятельность.

Литература

  1. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека / И.И. Брехман // Вопросы философии. – 1982. – № 2. – С. 48-53.
  2. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер – М.: Флинта: Наука, 2002. – 416 с.
  3. Козина Г.Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. соц. наук / Г.Ю. Козина. – Пенза, 2007. – 22 с.
  4. Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона: пособие для работников общеобразовательной школы / под ред. М.А. Якунчева, С.П. Голышенкова. – Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2004. – 336 с.
  5. Шукшина Т.И. Проблема повышения качества образовательных достижений студентов факультетов физической культуры / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин, В.В. Мирошкин // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 8. – С. 11-13.
  6. Шукшина Т.И. Педагогические условия формирования готовности к личностным достижениям младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности / Т.И. Шукшина, С.В. Бакулин // Гуманитарные науки и образование. – Саранск. – 2017. – № 4 (32). – С. 121-128.