Кейс-технология в организации исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры

Кандидат экономических наук, профессор М.В. Антонова1
Доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина1
Кандидат педагогических наук П.В. Замкин1
Ю.А. Демяшкина1
1Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, Саранск

Цель исследования – выявление педагогических возможностей кейс-технологии в организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры.
Методика и организация исследования. Проведен анализ кейс-технологий в организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры (ФФК) Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева за 2018-2020 гг.
Кейс включает такие элементы, как: наименование, указывающее на его место и роль в планировании и организации исследовательской работы студентов; собственно задачу, определяющую необходимость тех или иных организационных и поисковых действий участников исследовательской группы; алгоритм решения задачи; методический инструментарий; планируемые результаты.
Результаты исследования и выводы. Кейс-технология является достаточно эффективным инструментом в планировании и организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов. Так, с 2018 по 2020 г. на факультете физической культуры осуществляли свою работу 45 студенческих исследовательских объединений, в которых было задействовано 422 студента, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры (свыше 40% от общего контингента). По результатам выполнения кейсов на исследовательские конкурсы международного и всероссийского уровня студентами направлены свыше 70 индивидуальных и коллективных заявок, опубликовано 233 научные статьи. Это свидетельствует о том, что использование кейс-технологии обеспечивает включение преподавателей и студентов в решение различных организационных и исследовательских задач, формирование необходимых исследовательских компетенций и опыта. Профессионально-контекстный характер предлагаемых кейсов способствует ориентировке в современных проблемах в области физической культуры и спорта, подготовке будущего педагога к использованию исследовательских умений при решении профессиональных задач.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, кейс-технология, факультет физической культуры, педагогический университет, организация исследовательской деятельности.

Литература

  1. Гармонова А.В. Трансформация высшего образования: кейсы российской магистратуры: коллективная монография / А.В. Гармонова, Д.В. Щеглова, А.В. Серова и др. // Благотворительный фонд В. Потанина, Стипендиальная программа, Институт образования НИУ ВШЭ. – М.: МАКС Пресс, 2020. – 242 с.
  2. Замкин П.В. Организационно-педагогические условия развития научно-исследовательской деятельности студентов в условиях практико-ориентированной подготовки в вузе / П.В. Замкин, Л.Г. Паршина, В.В. Мирошкин. – Текст: непосредственный // Гуманитарные науки и образование. – 2018. – Т. 9. – № 4. – С. 31-40.
  3. Миронова С.П. Инновационные технологии в профессиональной подготовке бакалавров [Электронный ресурс]: монография / С.П. Миронова, Е.Б. Ольховская, Т.А. Сапегина. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 171 с.
  4. Царапкина Ю.М. Использование кейс-технологий при обучении студентов / Ю.М. Царапкина. – Текст: непосредственный // Образование и наука. – 2015. – № 3. – С. 120-124.