Государственно-частное партнерство – новый стратегический ресурс развития спортивной инфраструктуры

Новая социальная реальность, связанная с ограничительными мерами в организации жизнедеятельности людей, требует формирования новых механизмов для создания условий ведения здорового образа жизни населением страны.
Для определения направлений реализации государственной политики, обеспечивающей создание условий для российских граждан по ведению здорового образа жизни, в настоящее время уже утверждена Стратегия-2030, предполагающая увеличение доли занимающихся физической культурой и спортом до 70 % к 2024 г.
На сегодняшний день большая часть финансирования сферы физической культуры и спорта осуществляется за счет бюджетных ассигнований. Однако проведение крупных международных соревнований и турниров позволило найти новые решения для реализации инвестиционных проектов, основанных на государственно-частном партнерстве (ГЧП). Данный механизм представляет собой взаимодействие государственных и бизнес-субъектов, созданное на взаимовыгодных условиях и, как правило, предназначенное для реализации долгосрочных проектов по строительству и эксплуатации спортивной инфраструктуры.
За последние пять лет проекты, реализуемые по схеме ГЧП в спорте, из хаотичного сосуществования превратились в управляемый бизнес-механизм. Это связано с тем, что растет спрос населения на доступность спортивной инфраструктуры, в то же время объем бюджетного финансирования явно недостаточен.
Бизнес-проекты спортивной индустрии уже доказали свою эффективность при подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 г., к XXII Олимпийским играм в Сочи. Такие проекты стали не только важными региональными проектами, но и драйверами развития всей спортивной отрасли.
Комплексное привлечение бизнеса в спортивную сферу помогает сделать управление стадионами, бассейнами, катками, спортивными полями, выгодным для всех хозяйствующих субъектов.
Спортивное сооружение может приносить прибыль и служить об­щественным целям, если оно изначально востребовано, профессионально построено и грамотно эксплуатируется. В этом и заключается взаимовыгодность партнерства. Государство гарантирует долгосрочное получение прибыли, а бизнес – создание спортивного объекта и его управление.
Одной из перспективных моделей ГЧП, которая может применяться в России, является осуществление частными инвесторами работ по реконструкции ведомственных спортивных организаций, а также передача прав по эксплуатации и обслуживанию инфраструктуры ведомственных спортивных организаций в течение срока, который окупает финансовые вложения инвесторов. В данном случае спортивная организация при отсутствии необходимых ресурсов для самостоятельной реконструкции не осуществляет инвестиций.
В российской практике спортивного менеджмента можно использовать другую модель, при которой государство осуществляет строительство ведомственной спортивной организации за свой счет, а впоследствии передает ее частному партнеру в доверительное управление с правом выкупа. Данную модель целесообразно использовать, если у государства нет инвестора на начальном этапе реализации проекта, при этом существует оперативная необходимость в строительстве или реконструкции ведомственной спортивной организации.
Кроме того, большим потенциалом обладает модель, когда строительство ведомственной спортивной организации реализуется частным партнером по заданию государства, а по окончании процесса строительства и ввода в эксплуатацию инфраструктура передается партнеру, получающему право на управление и оказание услуг. В данном случае планируемая прибыль должна покрыть затраты и обеспечить необходимый уровень рентабельности инвестиций с учетом имеющихся рисков.
Примером эффективной реализации механизмов государственно-частного партнерства может служить предлагаемая авторами из Екатеринбурга д. п.н. Л. А. Рапопортом, Е. В. Харитоновой и А. С. Марковой модель развития хоккейной инфраструктуры региона. Исследование проводилось на объектах спортивной инфраструктуры Свердловской области: ледовых аренах, построенных и введенных в эксплуатацию в рамках реализации «Соглашения Правительства Свердловской области с ООО “УГМК-Холдинг”». В качестве ключевого механизма по повышению коэффициента соотношения расходов и доходов эксплуатации данных спортивных объектов представляется развитие различных форм межведомственного взаимодействия в части включения ледовых арен в единое социокультурное пространство как неотъемлемого элемента ландшафтной инфраструктуры физической культуры и спорта территории. Предлагаемый подход актуализирует необходимость регламентировать государственные и муниципальные задания с ориентацией на приносящий доход деятельность в рамках различных государственных, комплексных и муниципальных программ, а также межбюджетных трансфертов
Механизм ГЧП позволяет преодолеть ограниченные финансовые возможности государственного сектора при реализации проектов в сфере физической культуры и спорта, дает возможность перенести часть рис­ков с государственных организаций на частного инвестора и наладить тщательный контроль за использованием бюджетных средств. В свою очередь, для частных инвесторов участие в ГЧП-проекте раскрывает перспективы осуществления долгосрочных финансовых вложений и получения прогнозируемой доходности на протяжении длительного периода времени.

Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск новых подходов в спортивном менеджменте, связанным с совершенствованием взаимодействия хозяйствующих субъектов разных организационно-правовых форм.

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева