Соревновательно-социальные навыки у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта

Кандидат педагогических наук, доцент Ш. Шнирас1
Кандидат педагогических наук А.Б. Ушпурене1
1Литовский университет спорта, Каунас, Литва

Цель исследования – оценить соревновательно-социальные навыки у спортсменов из командных и индивидуальных видов спорта.
Методика и организация исследования. Выборка исследования состояла из 180 спортсменов (100 – из командных видов спорта и 80 – из индивидуальных). Из командных видов спорта – 62 мужчины и 38 женщин, из индивидуальных видов спорта – 48 мужчин и 32 женщины. Соревновательнo-социальные навыки спортсменов оценивались с помощью адаптированного опросника Y. Sugiyama.
Для сравнения результатов двух групп была рассчитана статистическая достоверность различий в оценках средних значений показателей соревновательно-социальных навыков в командных и индивидуальных видах спорта. Для оценки статистической значимости различий между группами использовался t-критерий Стьюдента. Уровень значимости различий был выбран равным <0,05. Статистический анализ данных проводился при помощи программы SPSS 22.0.
Результаты исследования и выводы. После анализа соревновательно-социальных навыков у испытуемых было выявлено, что спортсмены из командных видов спорта оценивают свои навыки более благоприятно (р<0,05) (индекс соревновательно-социальных навыков из командных видов спорта – 3,55, из индивидуальных видов спорта – 2,91).
Во время соревнований им лучше получается передавать, получать и обрабатывать информацию от тренера, товарищей по команде, соперников. Также они лучше контролируют и регулируют свое эмоциональное состояние в ответ на действия соперников или товарищей по команде.

Ключевые слова: соревновательно-социальные навыки, командные виды спорта, индивидуальные виды спорта.

References

  1. Aghdasi T. M. Evaluating social skills of female athlete students in several sports // Journal of tourism, hospitality and sports, 2014, № 4, C. 134–142.
  2. Bailey R. Physical Education and Sport in Schools: A Review of Benefits and Outcomes // Journal of School Health, 2006, № 8, C. 54–65.
  3. Edwards D. J., Steyn B. J. M. The establishment of norms for the bull’s mental skills questionnaire in South African university students: An exploratory study // African journal for physical, health education, recreation and dance, 2011, №3, C. 526-534.
  4. Elfenbein H. A., Polzer J. T., Ambady N. Can teams have emotional skills? The case of recognizing others’ emotions. Research on emotion in organizations: Functionality, intentionality and moralyty. Oxford. – 2007. C. 7–120.
  5. Gill G. S., Lane A. M., Thelwell R. C., Devenport T. J. Relationships between emotional intelligence and psychological skills // International Journal of Fitness, 2011, № 2, C. 9–15.
  6. Lane A. M., Thelwell R. C., Lowther J., Devenport T. J. Emotional intelligence and psychological skills use among athletes // Social behavior and personality, 2009, № 2, C. 195–202.
  7. McCarhy P. J., Jones M. V., Harwood Ch. G., Olivier S. What do young athletes implicitly understand about psychological skills? // Journal of clinical sport psychology, 2010, № 4, C. 158–172.
  8. Sari I. Effective communication for success in sport // International Sports Science Congress, 2010, № 10, C. 435–437.
  9. Shatunova O.V., Merzon E.E. Social and psychological factors of influence on athletic progress of gifted students in non-sporting academic disciplines // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2018, № 3, C. 12–14.
  10. Sugiyama Y. The effect of basic social skills and psychological competitive ability on competitive social skills // In the Dawn of the New Millennium. Proceedings of the 10th World Congress of Sport Psychology, 1999, № 3, C. 81–82.
  11. Sniras S., Bakanauskas T. (2016). Competition-related social psychological skills of young basketball players participating in Lithuanian students basketball league // Sport Science, 2016, № 1, C. 28-33.