Адаптивное дзюдо: возможности и перспективы реализации программы для дзюдоистов с нарушением опорно-двигательного аппарата

Фотографии: 

ˑ: 

Р.М. Закиров
Кандидат педагогических наук
СДЮСШОР по дзюдо и самбо Пермского края, Пермь
Ю.В. Наборщикова
Кандидат экономических наук
Федерация дзюдо Пермского края, Пермь

Ключевые слова: адаптивное дзюдо, программа спор­тив­но-оздоровительной подготовки для ДЮСАШ, дзюдоисты с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Введение. Многолетний опыт работы государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по дзюдо и самбо» Пермского края в области развития адаптивного спорта свидетельствует о том, что для детей и подростков, занимающихся дзюдо, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, тренировочный процесс и соревновательная деятельность являются действенными способами физической, психической, социальной адаптации в современном обществе.

Важно, что процесс подготовки в адаптивном дзюдо рассматривается в единстве функционирования лечебных и педагогических факторов. В комплексе они обеспечивают реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала юных дзюдоистов с нарушениями опор­но-дви­гательного аппарата, удовлетворяющими эстетические и этические потребности личности, стремление к физическому совершенствованию.
В занятиях дзюдо (в рамках адаптивного направления) выделяются рекреационно-оздоровительное дзюдо и спорт высших достижений.

Реакреационно-оздоровительное дзюдо выступает как форма эффективного и здорового отдыха, направленная на восстановление и поддержание оперативной работоспособности, организацию интересного и эмоционального досуга. Эти занятия условно относятся к спорту, имеют отдельные признаки спортивной подготовки: систематичность занятий, специализация в избранном виде спорта, участие в соревнованиях. Такая форма спортивной деятельности должна быть общедоступной, реализоваться добровольно, в свободное время и не являться при этом доминирующей деятельностью в жизни спортсмена с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Использованная литература

  1. Дзюдо: Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / Авт.-сост. С.В. Ерегина и др. – М.: Советский спорт, 2006.
  2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000.
  3. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько – М., 2001.
  4. Пархомович Г.П.  Основы классического дзюдо / Г.П. Пархомович. – Пермь: Урал-Пресс Лтд., 1993.
  5. Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / под общ. ред. Н.А.Гросса – М.: Советский спорт, 2005.
  6. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой – М.: Советский спорт, 2007.
  7. Шестаков В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо: учебно-метод. пособие / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. – М.: Олма Медиа Групп, 2008.
  8. Шестаков В.Б. Теория и практика дзюдо: учебник  / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. – М.: Советский спорт, 2011.
  9. Путин В.В. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным: учебно-практ. пособие для тренеров и спортсменов / В.В. Путин, В.Б. Шестаков, А.Г. Левицкий. – М.: Олма-Пресс, 2002.

Информация для связи с автором:
permjudo@mail.ru, (342)239-34-90
Поступила в редакцию 29.10.2013 г.