Смысловые преобразования фразеологизмов в спортивном дискурсе

Кандидат филологических наук Н.Ю. Бердышева1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.Х. Муртазина1
Кандидат филологических наук, доцент Н.Г. Бойкова1
Кандидат филологических наук М.Б. Каражаева1
Кандидат филологических наук М.С. Голокова1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – оценить восприятие фразеологизма «спортивная злость» в молодежной аудитории.
Методика и организация исследования. Семантическое поле фразеологизма «спортивная злость» позволило определить исследование, проведенное в НГУ им. П.Ф. Лесгафта. В рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» направления подготовки 49.03.01 – «Физическая культура» проводилось анкетирование студентов очной формы обучения. В опросе приняли участие 180 человек разной направленности подготовки: бокс, кикбоксинг, тхэквондо, легкая атлетика, танцевальный спорт, фигурное катание.
Результаты исследования и выводы. Лингвостилистический анализ медиатекстов и опрос студентов НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербур позволили прийти к выводу о том, что фразеологическое сочетание «спортивная злость», изначально обладающее семантикой отрицательной оценки, претерпевает смысловые преобразования в медийном пространстве и спортивном дискурсе в целом. Частотное употребление данного фразеологизма в речи спортсменов привело к преобладанию положительно оценочной коннотации в его лексическом значении. Большую роль в этом процессе играют средства массовой коммуникации, которые способствуют закреплению за сочетанием «спортивная злость» значения положительной оценки. Таким образом, социокультурные изменения в обществе напрямую отражаются в языке средств массовой информации и оказывают существенное влияние на изменение лексической нормы современного русского литературного языка.

Ключевые слова: спортивные массмедиа, спортивная злость, синонимический ряд, полисемия, психолингвистика, лингвистика эмоций.

Литература

  1. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с.
  2. Закаморный С.О. Формирование у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов: дис. ... канд. пед. наук / С.О. Закаморный; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. – Омск, 2012. – 192 с.
  3. Ильин Д.Н. Развитие лексической семантики. Процессы позитивации / негативации значения слова в русском языке / Д.Н. Ильин. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2018. – 150 с.
  4. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 590 с.
  5. Кириллова Н.Б. Медиалогия / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический проект, 2015. – 424 с.
  6. Муртазина Г.Х. Прецедентный феномен в спортивной топонимике / Г.Х. Муртазина, Н.Г. Бойкова, Н.Ю. Бердышева и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 9. – С. 50-52.
  7. Панкратова О.А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса: дис. … канд. филолог. наук / О.А. Панкратова. – Волгоград, 2005. – 204 с.
  8. Смирнова В.В. Динамика личностных характеристик спортсменов в процессе психологического сопровождения (на примере борцов высокой квалификации): дис. … канд. психол. наук / В.В. Смирнова. – СПб., 2012. – 252 с.