Оптимизация учебного процесса по физической культуре студентов с отклонениями в состоянии здоровья

Профессор, заслуженный тренер России М.П. Спирина1
Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Шлыков1
Кандидат биологических наук, доцент Ю.В. Кузнецова1
Доцент, заслуженный тренер РСФСР Л.И. Кизилов1
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Цель исследования – обосновать оптимальные педагогические решения по совершенствованию учебного процесса по физической культуре студентов с отклонениями в состоянии здоровья.
Методика и организация исследования. В рамках исследования проводился системный анализ специальной литературы, изучение результатов динамических, педагогических наблюдений, обобщение данных медицинского обследования, социологического и психологического анкетирования, позволяющих получить целостное представление о предмете изучения. Исследование проводилось с 1991 г. по настоящее время со студентами УрФУ всех направлений подготовки, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ с использованием международного классификатора болезней (МКБ-10).
Специально организованный и целенаправленный процесс обучения, направленный на развитие и саморазвитие студентов с ОВЗ, состоял из трех этапов – мотивационного, операционно-познавательного, рефлексивно-оценочного. Выявлены факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Подобран учебный материал, способствующий поддержанию интереса, а также приемы и методы, активизирующие самостоятельность и положительное отношение студентов к обучению.
Результаты исследования и выводы. Создана специально организованная обучающая среда, ориентированная на индивидуальную траекторию развития. Сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности, организация взаимопомощи и сотрудничества с администрацией вуза привели к оптимизации учебного процесса в профессиональной подготовке студентов с ОВЗ и инвалидностью.
Сформированы учебные группы с помощью социометрической методики, позволившей учесть особенности и характер влияния их на процесс развития личности. Достигнут высокий уровень общения во взаимоотношениях студент-преподаватель и внутри группы. Внедрены новые методики и стили педагогического общения, позволившие успешно реализовывать студентам свои потенциальные возможности. Результаты независимого тестового контроля в 2017/18 учебном году по «Физической культуре» показали высокий уровень успеваемости у студентов СМГ (82% – отлично, 15% – хорошо, 3% – удовлетворительно).

Ключевые слова: студенты специальных медицинских групп, оптимизация учебного процесса.

Литература

  1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. / Г. Айзенк. – СПб.: Лань, 1995. – 160 с.
  2. Алиев М.Н. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: учеб. пособие / М.Н. Алиев, В.П. Аксенов. – Тула: Изд-во Тульского пединститута, 1993. – 189 с.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебного процесса / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 257 с.
  4. Русланов Д.В. Новые технологии: программа оздоровительных упражнений с психоэмоциональной направленностью / Д.В. Русланов, Кр. Прусик, Е. Прусик, К. Горнер // Педагогiка, психологiя та медико-бiологiчнi. – 2011. – С. 134-139.
  5. Сонькин В.Д. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре / В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, О.В. Тиунова // Теория и практика физ. культуры. – 1993. – № 8. – С.7-12.
  6. Шлыков П.В. Коррекция физической подготовленности студентов специальной медицинской группы с использованием индивидуальных программ: дис. … канд. пед. наук / П.В. Шлыков. – Тюмень, 2002. – 180 с.
  7. Ярая Т.А. Результаты мониторинга потребностей студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе получения профессионального образования / Т.А. Ярая, Л.О. Рокотянская // Стандарты. Мониторинг в образовании. – 2016. – № 3. – С. 14-20.