Развитие ведущих двигательно-координационных качеств юных футболистов на основе дифференцированного подхода

Доктор педагогических наук, доцент Л.И. Костюнина1
Аспирант Дугуфана Багайоко1
Аспирант Д.С. Николаев1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – теоретико-методическое обоснование дифференцированного подхода к развитию ведущих двигательно-координационных качеств футболистов 8-10 лет с учетом индивидуальных особенностей проявления свойств нервной системы.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе ОГПУ СШОР по футболу «Волга» им. Н.П. Старостина (г. Ульяновск). В педагогическом эксперименте принял участие 31 футболист в возрасте 8-10 лет (группа начальной подготовки, 1–2‑го года обучения), распределенные в контрольную группу (КГ) – 15 чел. и экспериментальную группу (ЭГ) – 16 чел. КГ занималась по стандартной программе в соответствии с утвержденной программой СШОР. В ЭГ тренировочные занятия реализовывались на основе дифференцированного подхода, с учетом выявленных у юных футболистов индивидуальных свойств нервной системы.
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлены особенности регулирования мышечной, психической деятельности спортсменов с различным соотношением показателей «силы»/«слабости» нервной системы. Экспериментально обоснована эффективность применения дифференцированного подхода к выбору средств и методов развития ведущих двигательно-координационных качеств юных футболистов. В экспериментальной группе футболистов выявлены достоверно значимые изменения в исследуемых показателях общефизической и специальной координационной подготовленности.
Таким образом, реализация дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей проявления свойств НС футболистов 8–10 лет в рамках общих подходов к спортивной тренировке на этапе начальной подготовки обеспечивает возможность достижения юным спортсменом запланированного уровня физической, специальной координационной подготовленности, создает предпосылки для повышения эффективности процесса формирования базовых технико-тактических навыков как фундамента дальнейшего роста спортивного мастерства.

Ключевые слова: дифференцированный подход, свойства нервной системы, двигательно-координационные качества, юные футболисты.

Литература

  1. Аверьянов И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10–11 лет: дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2008. – 240 с.;
  2. Бандаков М.П. Методика дифференцированного развития специфических координационных способностей футболистов 11-12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы / М.П. Бандаков, Г.Г. Полевой // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2015. – № 1. – С. 65-66.
  3. Вяткин Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика / Б.А. Вяткин // Книжный мир. – Пермь, 2005. – 392 с.
  4. Драндров Г.Л. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13-16 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Л. Драндров. – Омск, 1989. – 20 с
  5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, с ил. – (Серия «Мастера психологии»), 2004. – С. 330-356.
  6. Лях В. Координационная тренировка в футболе / В. Лях, З. Витковски. – М.: Советский спорт, 2010. – 216 с.
  7. Назаренко Л.Д. Концепция классификации двигательных координаций / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. – 2015 – № 3. – С. 99-101.
  8. Шамонин А.В. Повышение технической подготовки при развитии способностей к сохранению равновесия юных футболистов 7-11 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Шамонин. – Екатеринбург, 2010. – 22 с.