Информативные критерии оценивания состояния вестибулярного аппарата студентов вузов

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Орлов1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент В.К. Таланцева2
1Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары
2Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Чебоксары

Цель исследования – выявить информативный критерий оценки состояния вестибулярного аппарата студентов вузов.
Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальной базой явилась ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА. Исследование проводилось в период с сентября по октябрь 2019 г., в котором приняли участие 58 студентов 1-2-го курсов, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, возраст которых варьировался от 18 до 20 лет. Добровольность участия в исследовании студенты подтверждали в информационном письменном согласии. Тестирование участников эксперимента проводилось на практических занятиях по физической культуре и спорту после завершения вводной части.
Состояние вестибулярного аппарата студентов определялось с помощью использования общепринятых проб Яроцкого, Бондаревского и Ромберга.
Результаты исследования и выводы. В ходе математической обработки результатов эксперимента при апробации тестов (проба Ромберга, проба Бондаревского, проба Яроцкого), определяющих состояние вестибулярного аппарата студентов, было выявлено, что наиболее информативными являются результаты, полученные при использовании пробы Ромберга. Об этом свидетельствует сопоставление результатов эксперимента в соответствии с законом нормального распределения (кривая Гаусса), что позволяет рекомендовать данную пробу для использования в практике физического воспитания студентов при оценке их функционального состояния.
Как показали результаты исследования, при оценке успешности освоения компетенций, формируемых в рамках дисциплин по физической культуре и спорту, рекомендуется ориентироваться не только на показатели физической подготовленности обучающихся, но и на динамику результатов выполнения функциональных проб. Во-первых, это позволит своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по физической культуре и спорту, а во-вторых, – разрешить проблему успешного формирования психофизических качеств, необходимых специалистам соответствующих профессий.

Ключевые слова: студенты, эксперимент, вестибулярная устойчивость, сенсорная система, закон нормального распределения, коэффициент вариации.

Литература

  1. Алтынова Н.В. Пути совершенствования процесса формирования физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности / Н.В. Алтынова, В.К. Таланцева, Н.Н. Пьянзина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-2. – С. 26-30.
  2. Парыгина О.В. Оценка функции равновесия у студентов высших учебных заведений водного транспорта в практике учебного процесса / О.В. Парыгина, Ю.А. Матвеев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2017. – Т. 2. – № 4. – С. 81-86.
  3. Пьянзин А.И. Формирование функциональных систем как основа адаптации организма спортсмена к физиологическим нагрузкам / А.И. Пьянзин // Наука и спорт: современные тенденции. – 2014. – Т. 2. – № 1 (2). – С. 33-45.
  4. Скидан М.Н. Влияние физических упражнений на ЦНС студентов [Эл. ресурс] / М.Н. Скидан, Л.Н. Порубайко // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 225-227; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6971 (дата обращения: 24.03.2020).