Психологическая адаптация иностранных\студентов к условиям обучения на основе физкультурно-спортивной деятельности вуза

Аспирант В.З. Зыонг1
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко2
Доктор педагогических наук, доцент Т.К. Ким2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Московский педагогический государственный университет, Москва

Цель исследования – выявить влияние факторов физической культуры и спорта на степень академической и психологической адаптированности иностранных студентов к обучению в российских вузах.
Методика и организация исследования. Изыскание проводилось на базе ФГБОУ ВО РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) с сентября 2019 г. по март 2020 г. с участием студентов бакалавриата и магистратуры (22 чел.), граждан КНР (13 чел.), Вьетнама (5 чел.), Сирии (2 чел.), Бразилии (2 чел.), приблизительно на одном уровне владеющих русским языком, одинаковое время находящихся на территории РФ. В работе использовались следующие методы: анализ специальной литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, включающий диагностические и тестовые процедуры («Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс)), «Шкала самооценки Спилберга–Ханина», «Диагностика состояния стресса» (А.О. Прохоров) [2], методы математической статистики (W-критерий Вилкоксона и др.).
Результаты исследования и выводы. Анализ представленного фактологического материала позволяет резюмировать, что практика применения средств физического воспитания и спорта в работе с иностранными студентами показала свою действенность, что не только выразилось в повышении двигательной активности и физической подготовленности контингента обучающихся из-за рубежа, но и выступило в качестве эффективного инструментария для управления процессом их социальной адаптации. Социализирующий потенциал, заложенный в самой природе физкультурной и спортивной деятельности, формирует не только жизненно важные умения, навыки и знания, воспитывает морально-волевые и духовно-нравственные качества, прививает определенного рода ценности, но и выступает в качестве незаурядного фактора адаптации студенческой молодежи к новым условиям обучения и жизнедеятельности.

Ключевые слова: социальная адаптация, иностранные студенты, физ­ку­ль­тур­но-спортивная деятельность, обучение.

Литература

  1. Зыонг В.З. Опыт реализации программы социальной адаптации иностранных студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности / В.З. Зыонг, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко // В сборнике: Актуальные проблемы спортивной науки в аспекте социально-гуманитарного знания: материалы симпозиума, посвященного памяти В.К. Бальсевича, 31 мая 2019 г. / Под общ. ред. Л.И. Лубышевой. – М.: РГУФКСМиТ, 2019.
  2. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
  3. Ким Т.К. О программе социальной адаптации иностранных студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности / Т.К. Ким, В.З. Зыонг // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 5. – 25 с.
  4. Лубышева Л.И. Спорт и социализация: тенденции и механизмы развития / Л.И. Лубышева // В сборнике: Совершенствование сис­темы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения. Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. – 2017. – С. 287-293.