Формирование личностной рефлексии у подростков, занимающихся единоборствами

Кандидат педагогических наук, профессор М.Г. Колодезникова1
З.Н. Черкашин1
Т.А. Михайлова1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Цель исследования – выявить закономерность формирования личностной рефлексии у подростков в процессе занятий спортивными единоборствами.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в ДЮСШ г. Якутска в группах спортивных единоборств (бокс, вольная борьба, дзюдо, тхэквондо, кикбоксинг), общее количество – 80 воспитанников. Для определения особенностей личностной рефлексии у занимающихся спортивными единоборствами в подростковом возрасте использовались методы наблюдения, беседы, анкетирования.
На основе результатов анкетирования разработана программа формирования личностной рефлексии, которая реализовывалась в системе телесно-ориентированных психотренингов и физических упражнений на учебно-тренировочных занятиях. В ходе эксперимента проводились групповые дискуссии, мини-лекции, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и тройках, формирование двигательных навыков. Особое внимание уделялось осознанию отдельных физических ощущений, сознательному самоконтролю для выработки адекватной самооценки при использовании практических навыков телесной саморегуляции и самоконтроля, а также осознанию различных составляющих личностной рефлексии.
Результаты исследования и выводы. Подростки, занимающиеся спортивными единоборствами по итогам реализации программы формирования личностной рефлексии, показали высокий уровень. Было установлено, что после посещения спортивных занятий они имеют существенно более точные представления о физическом состоянии и параметрах своего тела. Уровень развития волевых качеств личности значительно вырос.

Ключевые слова: личностная рефлексия, подросток, психологические условия, занятия единоборствами, самопознание.

Литература

  1. Колодезникова М.Г. Профессиональное самоопределение будущих специалистов по физической культуре и спорту на этапе обучения в вузе / М.Г. Колодезникова // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 10. – С. 14-17.
  2. Лубышева Л.И. Современный спорт: проблемы и решения / Л.И. Лубышева // Вестник ЮУрГУ. Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2014. – № 1. – С. 12-13.
  3. Находкин В.В. Влияние идеомоторных представлений на соревновательный результат борцов / В.В. Находкин, М.Г. Колодезникова, А.Н. Семенов // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 10. – С. 27-28.
  4. Платонов Д.Н. Особенности боевой готовности юных спортсменов к соревнованиям / Д.Н. Платонов, З.Н. Платонова // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 10. – С. 20-21.