Психологическое сопровождение спортивной подготовки квалифицированных боксеров

Кандидат педагогических наук Д.А. Осипов1
Аспирант Ф.А. Гатин1
Доктор педагогических наук, профессор И.С. Колесник1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – экспериментальное обоснование эффективности применения методики психологического сопровождения тренировочного процесса квалифицированных боксеров.
Методика и организация исследования. Был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали 28 квалифицированных боксеров (I и II разряд) 15-17 лет; педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ олимпийского резерва г. Ульяновска. Оценка физической подготовленности определялась по следующим показателям: бег на 30 м (с) с ходу, на 100 м (с) и на 3000 м (мин); прыжок в длину с места, (см); толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой (см); подтягивание в висе на высокой перекладине (кол-во раз). Показатели технической подготовленности устанавливались по количеству точных, эффективных атакующих и пропущенных ударов; частоте и своевременности смены дистанции; количеству и результативности защитных приемов; числу ложных ударных действий.
Результаты исследования и выводы. Итоги педагогического эксперимента показали, что в экспериментальной группе (ЭГ) результаты оказались более высокими, чем в контрольной группе (КГ). При исходных данных толкания ядра: правой рукой в КГ – 6,71±0,56 м, левой рукой – 5,83±0,47 м – к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили: правой рукой – 7,12±0,45 м (р0,05); левой рукой – 6,93±0,59 м (р0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных толкания ядра правой рукой – 6,73±0,61 м к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 8,21±0,53 см (р0,05); левой рукой – до 7,62±0,35 см (р0,05).
Уровень технической подготовленности у боксеров ЭГ также оказался более высоким. В КГ при исходных данных количества проведенных точных атакующих ударов в одном раунде – 4,0±0,17 к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились до 6,0±0,21 удара (р0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных – 3,0±0,22 удара к завершению педагогического эксперимента показатели увеличились до 8,0±0,27 удара (р0,05).

Ключевые слова: бокс, спортивная подготовка, психологическое сопровождение.

Использованная литература

  1. Бальсевич В.К. Методология индивидуализации в физическом воспитании и спорте / В.К. Бальсевич / Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 6. – 74 с.
  2. Вызова В.М. Отношение спортсменов к проявлению агрессии / В.М. Вызова // Ананьевские чтения – 2010: Тезисы науч.-практ. конф. – СПб.: СПбГУ, 2010. – С. 14-16.
  3. Дементьев В.Л. Взаимосвязь теоретических и практических навыков конфликтного взаимодействия с соперником посредством идеомоторики / В.Л. Дементьев, В.В. Гожин, А.Ю. Лушников // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 3. – С. 49-51.
  4. Ерохин А.Н. Антистрессовая релаксация в системе подготовки борцов греко-римского стиля / А.Н. Ерохин, Л.В. Шарапов, А.Н. Кадочкин // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 1. – С. 98-100.
  5. Колесник И.С. Личность боксера / И.С. Колесник. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2007. – 202 с., ил.
  6. Назаренко Л.Д. Воспитание в спорте / Л.Д. Назаренко, Е.А. Анисимова. – М.: Научно-издательский центр: «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. – 80 с.
  7. Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. – Дубна: «Феникс+», 2012. – 320 с.