Развитие гендерной компетентности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций

Кандидат педагогических наук, доцент Л.П. Шустова1
Кандидат психологических наук, доцент С.В. Данилов1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – выявить возможности системы дополнительного образования взрослых с позиции развития гендерной компетентности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций.
Методика и организация исследования. Применялись методы теоретического исследования и анализа современных научных источников, программ курсов повышения квалификации, инновационного опыта реализации гендерного подхода в системе дошкольного образования, интернет-ресурсов, синтез, методы логических обобщений.
Результаты исследования и выводы. Актуализирована необходимость корректировки программ повышения квалификации инструкторов по физической культуре в связи с внедрением гендерного подхода в дошкольном образовании. Рассмотрены возможности системы дополнительного образования взрослых в развитии гендерной компетентности инструкторов по физической культуре детских садов. Определен комплекс учебно-методических и научно-практических мероприятий, реализуемых в период организации курсов повышения квалификации и во внекурсовой период, включающих: реализацию учебного модуля «Гендерный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста» и разработку учебно-методического комплекса к нему; стажировку на экспериментальных площадках Ульяновской области занимающихся инновационной деятельностью по реализации гендерного подхода в дошкольном образовании; проведение конференций, семинаров, творческих встреч по гендерной проблематике; создание виртуальной методической копилки, выпуск методических пособий и рекомендаций для педагогических работников детских садов.

Ключевые слова: гендерный подход в дошкольном образовании, гендерная компетентность инструктора по физической культуре, физическое воспитание в детском саду, система дополнительного образования.

Литература

  1. Дюльдина Ж.Н. Проблема гендера в педагогических исследованиях / Ж.Н. Дюльдина, Л.П. Шустова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-3. – С. 629-633.
  2. Зарубина В.В. Развитие акмеологической позиции учителей физической культуры в условиях системы дополнительного образования взрослых / В.В. Зарубина, М.И. Лукьянова, М.А. Фахретдинова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 2. – С. 24-26.
  3. Каменская Е.Н. Педагогика: Конспект лекций / Е.Н. Каменская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 365.
  4. Ключникова Е.А. Мир детства: мальчики и девочки (формирование гендерной идентичности у детей 3-8 лет на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях ДОО) / Е.А. Ключникова. – Ульяновск: Издатель А.В. Качалин, 2018. – 240 с.
  5. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании / А.В. Мудрик // Воспитательная работа в школе. – 2003. – № 5. – С. 9-15.
  6. Шустова Л.П. Компетентность учителей физической культуры в вопросах гендерного подхода в образовании: возможности развития в системе повышения квалификации / Л.П. Шустова, С.В. Данилов // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 7. – С. 32.
  7. Шустова Л.П. Гендерные исследования в образовании: учебно-метод. пособие / Л.П. Шустова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 156 с.
  8. Шустова Л.П. Гендерный подход в воспитании дошкольников: учебно-метод. пособие / Л.П. Шустова, И.А. Анохина / Под ред. Л.П. Шустовой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 111 с.