Диверсификация образовательной деятельности вузов физической культуры

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
Доктор социологических наук, профессор С.И. Росенко2
Доктор экономических наук, профессор Д.Н. Верзилин2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – определить вектор развития системы подготовки спортивных кадров в условиях диверсификации физкультурного образования.
Методика и организация исследования. Проведен анализ образовательных программ магистратуры и бакалавриата российских вузов физической культуры и спорта.
Результаты исследования и выводы. Основным вектором развития образовательной деятельности вузов физической культуры выступает диверсификация реализуемых образовательных программ на основе многоступенчатого образования (бакалавр-магистр). Новые программы направлены на подготовку специалистов, обеспечивающих управленческое, правовое, информационное, сервисное, дипломатическое сопровождение отрасли физической культуры и спорта. В зависимости от направления и уровня подготовленности и в соответствии с профессиональными стандартами выпускники востребованы в органах государственного и муниципального управления спортом, спортивных организациях, федерациях и клубах, спортивных СМИ, компаниях – производителях спортивных товаров, спортивных школах и вузах на должностях директора, менеджера, руководителя структурного подразделения, спортивного редактора, журналиста, корреспондента, обозревателя, ассистента, аналитика, методиста и др. Данные процессы определяют новое структурирование системы высшего образования в сфере физической культуры и спорта и вариативность предоставляемых образовательных услуг, что формирует качественно новый кадровый потенциал отрасли.
Вместе с тем дальнейшая реализация новых направлений подготовки сталкивается с целым рядом проблемных вопросов, к числу которых относятся неразработанность многих профессиональных стандартов, недостаточное бюджетное финансирование, ориентированность государственных структур на сокращение непрофильных образовательных программ, необходимость постоянного повышения квалификации со стороны профессорско-преподавательского состава вузов.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательная программа, физическая культура, спорт.

Литература

  1. Захаров А.А. Проблемы и перспективы развития университетского образования в области физической культуры и спорта / А.А. Захаров // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – 52 с.
  2. Лубышева Л.И. Подготовка спортивных кадров: широкий профессионал или узкий специалист? / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 2.
  3. Отчет Министерства спорта Российской Федерации о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2918 г. // https://www.minsport.gov.ru/
  4. Середа Ю.А. Формирование ключевых компетентностей у спортивного менеджера в условиях социально-экономической трансформации: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.А. Середа. – СПб., 2012.
  5. Скотникова А.В. Отраслевые спортивные вузы: перспективы развития и управления с учетом прогностической динамики сферы физической культуры и спорта / А.В. Скотникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 8 (138). – С. 198-203.
  6. Форма N ВПО-1. Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры за 2019 г. //https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php