Технологизация педагогического процесса в спорте на основе цифровой трансформации

ˑ: 

На сегодняшний день цифровизация спортивной деятельности – это новое технологическое решение массового вовлечения людей в сис­тематические занятия спортом. Вектор цифровизации физкультурно-спортивного движения закреплен на государственном уровне и уже успешно реализуется в деятельности организаций, федераций по видам спорта, в образовательных учреждениях спортивного профиля.
Цифровые технологии позволяют эффективно осуществлять сбор, обработку и передачу информации, качественно изменять методы и организационные формы подготовки как спортсменов высокого класса, так и любителей массового спорта, мотивируя их на ведение здорового образа жизни. Мобильные приложения в области физической культуры и спорта становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности населения, помогают организовывать режим дня, правильно питаться, эффективно выполнять индивидуальные тренировки. На базе веб-сайтов компаний и фитнес-платформ предлагаются индивидуальные программы спортивной подготовки, персонифицированный сервис, в рамках которого занимающиеся могут получить информацию о новинках спортивного оборудования, инвентаря, питания, методах самоконтроля за состоянием здоровья. К примеру, интеллектуальное оборудование, такое как высокотехнологичные шлемы, футболки, кроссовки, шорты, позволяют спортсменам разного уровня подготовленности осуществлять в онлайн-режиме контроль за своим состоянием, избегая перегрузок и травм.
Цифровизация педагогического процесса в спорте осуществляется на основе уже хорошо зарекомендовавших себя следующих компьютерных технологий.
 Педагогические средства, повышающие качество обучения. Существует множество обучающих технологий, позволяющих спортсменам осваивать базовую технику различных спортивных дисциплин, получать полную информацию, необходимую тренеру для обучения. Большое распространение в спорте получили программы визуализации модельных характеристик спортивной техники. С помощью таких программных средств пользователь имеет возможность изучить объект в деталях с учетом времени и пространства. Использование компьютерных технологий обучения позволяет добиться результативности тренировочного процесса за достаточно короткий срок.
Программы педагогического контроля тренировочного процесса. Спортсмен, использующий данный программный продукт, имеет возможность подобрать для себя оптимальную программу тренировок и даже составить специальную спортивную диету. Расчет оптимальной массы тела осуществляется посредством автоматических вычислений антропометрических показателей спортсмена и сопоставления их с его возрастом.
Прикладные программные продукты – предназначены для обработки специализированной информации в области спортивной деятельности. Компьютерные технологии активно используются во время проведения различных соревнований и позволяют оперативно осуществлять статистическую обработку данных спортивных результатов, анализ результатов промежуточных и финальных стартов, выявлять победителей соревнований. 
Экспертные системы – программные комплексы знаний в определенном виде спорта, позволяющие на основе известных алгоритмов и большого объема входной информации выдавать оптимальные управленческие решения, связанные с оптимизацией отбора членов сборных спортивных команд и прогнозирования успешной деятельности спортивных организаций. 
Программы, предназначенные для тренеров, – помогают собрать воедино знания, накопленные специалистом в той или иной области спорта, и, как следствие, улучшить качество преподавания.
Примером эффективной цифровизации в организации шахматного спорта может служить исследование, проведенное группой ученых под руководством доцента И.В. Михайловой (Москва), результаты которого представлены в первой статье «Перспективы». В настоящее время комплексная научная группа Российкого государственного социального университета разрабатывает цифровую экоплатформу «World Chess Class Digital», которая детерминирована синергией инфокоммуникационного инструментария, IT и облачной архитектуры, ресурсами и технологиями «BigData». Особенностью цифровой трансформации шахматной спортивной подготовки является то, что онлайновая среда не противопоставляется, а имплементируется в офлайновую. 
Кардинальное преобразование средств, методов, форм спортивной подготовки шахматистов в цифровые привело к созданию шахматного феномена РГСУ, где на базе социального, непрофильного спортивного университета были подготовлены члены сборной команды России. 
Цифровая трансформация спортивной подготовки, основанная на использовании потенциала искусственного интеллекта, облачной и инфокоммуникационной архитектуры, успешно осуществляющая социально-образовательную функцию, позволяет широко раскрыть интеллектуально-деятельностный потенциал спортсменов и тренеров. В то же время для эффективной реализации цифровой трансформации спортивной подготовки ключевым аспектом может стать подготовка кадрового состава, имеющего развитые цифровые компетенции и креативность, соответствующие современным вызовам технического прогресса. 
 
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева