Восприятие чемпионата мира по футболу – 2018 студентами – жителями городов, принимавших и не принимавших участия в организации широкомасштабного спортивного мероприятия

ˑ: 

В.А. Дихорь1
Кандидат социологических наук, доцент Д.Ю. Нархов1
Кандидат социологических наук, доцент Д.В. Шкурин1
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Буркова1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Б. Серова1
1Уральский федеральный университет, Екатеринбург

Цель исследования – выявить отношение студентов российских городов, принимавших и не принимавших участия в организации широкомасштабного спортивного мероприятия, к предстоящему чемпионату мира по футболу – 2018 на основе социологического анализа.
Методика и организация исследования. Онлайн-анкета для выявления отношения граждан к чемпионату мира – 2018 включала 29 вопросов, из них 10 – социально-демографический блок, а 8 вопросов направлены на выявление отношения к основным аспектам футбола. В исследовании приняли участие 6498 человек, из них 5046 заполнили анкету полностью. В состав опрошенных вошли студенты 70 вузов из 30 высших учебных заведений (в том числе студенты 9 из 11 городов – организаторов ЧМ-2018). По половозрастным параметрам из опрошенных женщин – 59,2%, мужчин – 40,8%. Все респонденты являются студентами и подавляющее большинство участников находятся в возрасте от 18 до 21 года (82,3%).
Результаты исследования и выводы. Города-организаторы значительно модернизировались в преддверии чемпионата как в контексте инфраструктуры, строительства стадионов, так и в социально-культурном плане. По результатам опроса у молодежи заметна общая настороженность и тревожность перед неизвестностью. У респондентов из городов-организаторов эти показатели выше, что объясняется личной заинтересованностью и включенностью в процесс. Молодые люди из городов-организаторов имеют большую кластерную разницу: меньший процент интересуется футболом (в сравнении с представителями из других городов), но при этом их большая часть интересуются всеми футбольными турнирами высокого уровня. Низкий интерес респондентов из городов-организаторов прослеживается к играм местных команд и турнирам локального уровня. Подобные результаты могут быть объяснены тем, что города-организаторы предлагают разнообразную культурную программу для проведения досуга, поэтому в конкурентной борьбе побеждают лишь крупные футбольные мероприятия.

Ключевые слова: восприятие чемпионата мира – 2018, студенты, болельщики, города-организаторы.

Литература

  1. Дихорь В.А. Основы психологии футбольных болельщиков: учебное пособие / В.А. Дихорь, А.М. Буркова, А.В. Гизуллина; науч. редактор Н.Б. Серова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017. – 76 с.
  2. Российское общество социологов (электронный ресурс). URL: http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=19&id=1430 (дата обращения 01.09.2018).